Спецпроект «Итоги-2019». Интернет-газета также обратилась к экспертам за комментариями об общих тенденциях при рассмотрении острых дел.
Валерий Борисов: 2 года колонии общего режима
Признал вину и ущерб государству возместил
Владелец воронежской «Калины Ойл» Валерий Борисов осужден на 2 года колонии общего режима за хищение 65 млн рублей из бюджета. Предприниматель признан виновным за мошенничество при возмещении НДС – по ч.4 ст.159 УК РФ.
С июля 2011 по январь 2018 года Борисов изготовил и в последующем предоставил в УФНС налоговые декларации, в которых были отражены заведомо ложные сведения о произведенных обществом расходах по приобретению горюче-смазочных материалов и автозаправочных комплексов. На основании указанных фиктивных документов коммерческим организациям был возмещен НДС в размере 65 млн рублей.
Салих Конаков: 4,5 года колонии общего режима
Суд признал виновным бывшего гендиректора и совладельца ООО «Завод растительных масел «Эртильский» Салиха Конакова в незаконном возмещении 75 млн рублей НДС (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и получении 475 млн рублей кредита обманом в «Россельхозбанке» (ч. 1 ст. 176 УК РФ). Приговорен к 4,5 годам в колонии общего режима.
По версии следствия, с середины 2014 года по май 2015 года Конаков и его сообщники изготовили документы о мнимых сделках с подконтрольной компанией. По этим документам завод якобы расплатился с фирмой. Маслозавод предоставил в налоговую декларацию по НДС за четвертый квартал 2014 года с ложными сведениями о сделках. Сумма НДС, подлежащая возмещению, превысила 15 млн рублей. Деньги перечислили на счет организации.
К эпизодам добавились обвинения в мошенническом получении областной субсидии в сумме свыше 1,51 млн рублей. Госпомощь предназначалась на возмещение процентов по кредиту, который взял предприниматель в АО «Россельхозбанк» (РСХБ).
Финальный эпизод уголовного дела Салиха Конакова связан, по версии следствия, с тем, что он ввел в заблуждение сотрудников РСХБ о финансовом положении предприятия, и с февраля по март в 2017 года маслозавод в целом получил 475 млн рублей кредитных средств, которые и были зачтены как ущерб по уголовному делу.
Облсуд сохранил приговор Салиху Конакову. Первый кассационный суд общей юрисдикции отказал представителю воронежского филиала АО «Россельхозбанк» в рассмотрении кассационной жалобы на приговор.
Дмитрий Большаков: 1 год и 8 месяцев условно с испытательным сроком 2 года
Облсуд смягчил наказание для главы строительной компании «БиК» Дмитрия Большакова, осужденного за махинации с землей. Суд постановил освободить бизнесмена из-под стражи и сменить 1 год и 8 месяцев колонии на условное наказание с 2-летним испытательным сроком.
Защита попросила суд учесть, что данное преступление имеет экономическую направленность и назначение реального наказания применяется только в крайних случаях.
Ранее сам Дмитрий Большаков изменил свою позицию к обвинению и признал вину в мошенничестве. Бизнесмен ранее отрицал вину, а его защита говорила о давлении со стороны силовых структур и обращалась за помощью к правозащитникам. Однако признание сыграло роль в освобождении бизнесмена.
Дмитрия Большакова осудили в декабре 2018 года по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») и ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ («Приготовление к мошенничеству»). В основу дела Большакова легли махинации с участком в Воронеже на ул. Кольцовская, прилегающем к построенному компанией жилкомплексу на ул. Студенческой.
Григорий Федяков: 3 года условно с испытательным сроком 3 года
Возместил ущерб 26 млн рублей, штраф 250 тыс. рублей
Суд признал виновным бывшего главу разорившегося холдинга «Белстар-Агро» Григория Федякова в особо крупном мошенничестве с налогами по ч. 3 ст. 33, ч. 4 ст. 159 УК РФ. Бизнесмена обвиняли в незаконном возмещении 26 млн рублей НДС через подконтрольное ООО «Комбинат хлебопродуктов Калачеевский».
Аналогичное наказание суд назначил и второму фигуранту уголовного дела — бывшему финдиректору ООО «Комбинат хлебопродуктов Калачеевский» Сергею Золотареву. Он также должен заплатить штраф 250 тыс. рублей. Другой обвиняемый, владелец «Калачеевского» Евгений Фирсов, находится в розыске.
По версии следствия, схему по возмещению НДС организовали Григорий Федяков, Сергей Золотарев и Евгений Фирсов. Они вывели более 26 млн рублей с января 2015 по декабрь 2016 года через ряд фирм-однодневок – ООО «Агротрейд», ООО «Агроимпульс», ООО «ВАПК Дат», ООО «Флора» и ООО ТК «Злата» по ложным договорам на поставку сельхозпродукции.
Александр Волос: 2,5 года колонии строгого режима
Предмет взятки в размере 2 млн рублей будет передан в доход государства
Исполнительного директора борисоглебского ОАО «711 Авиационный ремонтный завод» (ОАО «711 АРЗ») Александра Волоса осудили за попытку дать взятку военному прокурору – капитану ФСБ. Суд приговорил его к 2,5 годам колонии строгого режима по ч.3, ст.30 и ч.5, ст. 291 УК РФ.
По мнению защиты, правоохранительные органы спровоцировали Александра Волоса на дачу взятки. Александр Волос в ходе судебного заседания заявил о наличии провокации и вымогательства и отметил, что инициатором всех встреч был сам сотрудник ФСБ. Тем не менее, облсуд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы защиты.
Виталий Чернов: 7 лет строгого режима
Штраф 1,7 млн рублей, лишен на 3 года права занимать руководящие должности в госвласти
Суд приговорил к 7 годам и 2 месяцам колонии строгого режима бывшего руководителя ветеринарной службы Верхнехавского района Воронежской области Виталия Чернова. Его признали виновным во взяточничестве (п. в ч. 5 ст. 290 УК РФ) и злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 1 ст. 285 УК РФ).
Чернов склонял фирмы, занимающиеся производством и реализацией продукции животного и растительного происхождения, к заключению договоров на услуги дезинфекции, дезинсекции, дератизации с определенными исполнителями. Кроме того, экс-руководитель получил от представителей агрофирмы-исполнителя взятку в 347 тыс. рублей за способствование «совершению действий в пользу этой организации».
Облсуд оставил наказание без изменения.
Юрий Бесхмельницын: 3,5 года колонии общего режима
Экс-главе воронежского филиала «Почты России» Юрию Бесхмельницыну облсуд заменил условку на 3,5 колонии общего режима.
В ноябре 2018 года Бесхмельницын был признан виновным в мошенничестве (ч.3 ст. 159 УК РФ), злоупотреблении полномочиями (ч.1 ст. 201 УК РФ), растрате (ч.3 ст. 160 УК РФ) и приговорен к 3,5 годам условно с испытательным сроком 3 года. Суд установил, что Юрий Бесхмельницын использовал свои полномочия вопреки интересам «Почты России» для выгоды других юридических лиц. Он подписывал документы, содержащие заведомо ложные сведения об объеме работ. Ущерб составил 1,4 млн рублей и 22,5 млн рублей. Следствие также вменяло ему хищение 630 тыс. рублей, принадлежащих «Почте России».
Павел Трофимов: 3,5 года колонии общего режима
Кантемировский райсуд признал бывшего начальника следственного отдела кантемировского ОМВД Павла Трофимова виновным в крупном хищении чужого имущества с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК РФ), подстрекательстве к служебному подлогу (ч. 4 ст. 33, ч. 1 ст. 292 УК РФ) и покушении на мошенничество (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 159 УК РФ). Приговорен к 3,5 годам колонии общего режима.
Как установило следствие, в феврале 2017 года Павел Трофимов изготовил подложные документы о возвращении собственнику вещественных доказательств – антикварных часов, монет, столовых приборов на 869 тыс. рублей. Он сам получил их в камере хранения и распорядился по собственному усмотрению. В январе 2018 года он совершил аналогичное преступление – продал автомобиль БКМ 317-0148101В, который был изъят в ходе расследования уголовного дела, своему знакомому и помог ему покинуть охраняемую территорию.
Облсуд оставил в силе приговор райсуда.
Максим Храпов: 7,5 лет, Михаил Пронов: 6 лет, Артем Мухин: 5,5 лет, Павел Кравцов: 2 года и 2 месяца колонии строгого режима
Четверо жителей поселка Таловая Воронежской области приговорены к тюремным срокам по резонансному делу о похищении, избиении и отрезании пальца закладчику наркотиков. Все подсудимые полностью признали вину, раскаялись в содеянном, а также возместили потерпевшим материальный и моральный ущерб.
От потерпевшего поступало ходатайство о прекращении дела в связи с примирением. Судья Советского райсуда Воронежа Наталья Ильченко отказалась удовлетворять его в связи с жесткостью преступления.
Олег Соколовский и Сергей Косьяненко: по 3 года колонии общего режима
Двоих бывших полицейских отдела полиции №4 Воронежа признали виновными в мучении студентов нашатырем с целью получения показаний. Они были признаны виновными в превышении служебных полномочий с применением насилия и специальных средств (ч. 3 ст. 286 УК РФ). Олегу Соколовскому дали 3 года, а Сергею Косьяненко – 3 года и 2 месяца в колонии общего режима.
Из материалов дела следует, что в мае 2018 года двоих студентов – Максима Гребенюка и Сергея Троянского – пригласили в отдел полиции №4 как свидетелей кражи мобильного телефона на вечеринке у их общей знакомой. По версии следствия, полицейские надели на студентов наручники и потребовали признаться в краже. Один из полицейских надел на головы молодых людей пакеты с нашатырным спиртом, из-за чего парни начали задыхаться. Его коллега наступал ногой на цепь наручников, застегнутых на запястьях студентов. Примерно через шесть часов парней отпустили из отдела полиции.
Александр Глаголев и Максим Иванов: 3,5 и 7,5 лет колонии общего режима
В Воронеже дорожные чиновники получили 11 лет колонии на двоих за взятки ноутбуками. Суд признал виновными во взяточничестве экс-сотрудников МКУ «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства». Оба получили сроки в колонии общего режима. Замдиректора учреждения Александр Глаголев (ч. 5 ст. 290 УК РФ) проведет в колонии 3,5 года, а начальник производственного отдела Максим Иванов (ч. 5 ст. 290, ч. 2 ст. 290 УК РФ) – 7,5 лет. Кроме того, они лишились права занимать определенные должности в государственных и муниципальных учреждениях: Глаголев – на 5 лет, Иванов – на 6.
Елена Романова: 3 года условно
Экс-начальница управления Пенсионного фонда по Воробьевскому району Елена Романова избежала тюрьмы за незаконную прибавку 3,5 млн рублей к пенсии отца. Ее признали виновной в мошенничестве по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Получила 3 года условно и 2 года испытательного срока.
Андрей Ушанев: 9 лет колонии строго режима, Денис Дубинин: 5 лет условно
Штраф: Ушанев – 2,5 млн рублей, Дубинин – 210 тыс. рублей
Суд признал виновными во взяточничестве экс-начальника отдела МЧС Андрея Ушанева и его бывшего подчиненного Дениса Дубинина. Ушанева суд приговорил к 9 годам колонии строгого режима. Дубинин получил 5 лет условного срока.
Андрей Ушанев ранее возглавлял отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Ленинскому и Советскому районам Воронежа в ГУ МЧС по региону. Суд установил, что с июля по декабрь 2016 года Ушанев лично и через посредников получал взятки от фирм, занимавшихся обслуживанием и ремонтом пожарных сигнализаций. Одну из взяток – более 320 тыс. рублей – Ушанев получил вместе с инспектором того же отдела Денисом Дубининым.
Облсуд отказался смягчить приговор.
Станислав Рывкин, руководитель адвокатской конторы «Рывкин и партнеры»:
– Тенденция этого года – возбуждение уголовных дел по тем категориям дел, где фигурируют бюджетные деньги. Причем размер сумм не важен. К примеру, если один бизнесмен криминальным способом увел у другого, допустим, 200 млн рублей, то у потерпевшего все шансы получить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором ему напишут, что имеет место спор хозяйствующих субъектов. Если же речь идет о каком-нибудь правительственном гранте, где получивший его ученый или режиссер потратил даже незначительную часть денег так называемым нецелевым способом, например, вместо заявленного компьютера купил какой-то нужный прибор, у него появляется вполне реальная перспектива стать обвиняемым.
А если дело возбуждено, то на 99% оно закончится приговором – не оправдательным. Количество оправдательных приговоров в стране в 2018 году составило 0,24%. Сейчас этот процент вроде немного вырос, но он все равно составляет не более 1%. Для судей, как и для следствия, оправдательный приговор невыгоден. Поскольку может грозить «неполным служебным соответствием». Обвинительный уклон и палочная система.
Разумеется, я говорю об общих тенденциях. На практике российское репрессивное законодательство всегда имело всевозможные оттенки и нюансы. К примеру, если речь идет о лице, имеющем влияние и связи, у него всегда больше шансов выйти, если не сухим из воды, то с минимальными потерями. Нам же известны случаи прекращения уголовных дел по причине, например, возврата обвиняемым денег в бюджет. Ну, или вынесения более чем мягкого приговора.
Фигуры вроде губернатора, его зама или крупного федерального чиновника не в счет. Там возбуждения дела не состоится в принципе, если на него сверху не получено добро. И если дело возбудили, то, скорее всего, оно будет доведено до «победного конца». Такие дела принято называть заказными, что давно ни для кого не секрет. И этот самый «заказ» может быть как политическим, так и следствием конфликта интересов, борьбы кланов, желания «отжать» бизнес и т.п. И здесь результат схватки будет зависеть, скорее всего, от веса соревнующихся.
К слову говоря, и на мой взгляд, в будущем году нам следует ожидать увеличения количества дел, когда речь идет не только о прямых хищениях бюджетных средств, но и непоступлении средств в бюджет в виде, например, налоговых платежей. Так, в декабре президент поручил ужесточить наказание за преднамеренное банкротство. Речь, в частности, идет об усилении ответственности арбитражных управляющих или ликвидаторов. В юридической среде к данной инициативе отношение разное, но от того факта, что в наших осинах предприниматель свои проблемы частенько решает путем банкротства, имеющего все признаки преднамеренного, отмахнуться невозможно. А это, в свою очередь, зачастую означает не только непоступление налогов в бюджет, но и обман партнеров.
Еще одна тенденция, носящая характер общероссийский – это рост числа уголовных дел против врачей. За так называемые врачебные ошибки. И это, на мой взгляд, печально. С одной стороны, никто не говорит, что врач не должен быть неприкасаемым. Тем более, что цена врачебной ошибки - здоровье, а иногда и жизнь человека. Но право на оправданный риск у врача отнимать нельзя. В противном случае он, например, не возьмется делать сложную операцию. А чем это чревато, объяснять не нужно. Так, еще 5 лет назад врачей привлекали к уголовной ответственности в 6 раз меньше. Но мы же понимаем, что такой рост - это следствие борьбы правоохранительных органов за показатели. Жертвами которой становятся и правые и виноватые.
Иван Гусев, управляющий партнер консалтинговой группы «Дивиус»:
– Надо отметить, что по количеству уголовных дел и вынесенных приговоров можно судить о политике государства в отношении всех его сфер деятельности. Как следует из приведенных 13 наиболее резонансных дел, примерно 30% составляют дела экономические, связанные с деятельностью юридических лиц и около этого. Еще примерно 40% – с различными должностными преступлениями. И оставшиеся 30% – это и есть те непосредственно уголовные преступления, где есть лицо, злостно преступившее закон и понесло за это наказание.
Говорить о справедливости приговоров не совсем уместно, так как за взятки дают срок больше, чем за незаконное получение кредита. Наверное, таким приговором Фемида хочет сказать, что будет искоренять всех взяточников, но кредиты брать нужно, только очень осторожно. Налоги можно не платить, но, если попадешься, придется все вернуть и не факт, что повезет отделаться условным наказанием. Это если коротко о делах «Калины Ойл» и «Белстар-Агро». Ведь при примерно одинаковых вводных, наказание виновники понесут разное. Возможно, формируется практика, при которой будет установлена сумма, до которой условных срок, а после – реальный. Немного не вписывается дело с заводом растительных масел «Эртильским». Срок чуть больший, зато нет полного погашения ущерба, но есть раскаяние. В этом деле сразу сошлись незаконное возмещение налогов и получение кредита.
Видимо наличие долгов по налогам в споре, где есть обвинение в незаконном получении кредита, является отягощающим обстоятельством.
Автор: Ирина Овчарова
Комментарии