Спецпроект «Итоги – 2019». В этом году воронежский губернатор Александр Гусев попытался проявить больше публичной активности и создать образ не только госуправленца, но и добавить имиджу «человечности». Что из вышло из хештега #губернаторработает в правительственных соцсетях, посмотрела интернет-газета «Время Воронежа».
В этом году последним из черноземных губернаторов Александр Гусев наконец завел личную страницу в социальной сети «Вконтакте», у облправительства появились телеграм-канал и инстаграм, «Одноклассники», в ютубе были запущены вирусные ролики о социально значимых проектах региона. Пока Александр Гусев находится в число глав российских субъектов, которые отказываются вести личные страницы в инстаграме. Вместе с этим Александр Гусев начал принимать участие в различных неформальных активностях в ходе как официальных визитов, так и городских мероприятий.
И кузнец, и на гудке игрец
Глава региона опробовал президентские тренды, и один из них – тренд с мороженым. Во время рабочей поездки в Аннинский район Александр Гусев посетил завод «ЭкоНива», где его угостили мороженым местного производства.
14 сентября он сыграл на гудке с писателем Захаром Прилепиным на фестивале «Русское лето». А 18 сентября в ходе рабочей поездки в Воробьевский район губернатор решил разнообразить официальную повестку и в парке Ломы посетил местную кузницу.
Позднее, 23 октября, губернатор посетил Тишанский мараловый комплекс в Таловском районе. Главе региона показали рыбу, которую разводят в комплексе, и подарили удочку. Видео появилось на официальной странице облправительства в инстаграме.
А через два дня Александр Гусев приехал на обновленную Чернавскую дамбу Воронежа и символическим ударом по мячу дал старт детскому футбольному поединку в новом спорткомплексе.
14 ноября со словами «Отличный гриб!» губернатор открыл теплицы по выращиванию грибов и производство компоста «Воронежский шампиньон» в Новоусманском районе. Александр Гусев сам отрезал ножки у грибов и перекладывал шампиньоны из «грядки в доставку» как бы это делал обычный работник теплицы.
Cоцсети без «пустого пиара»
2 декабря Александр Гусев завел персональную страницу «Вконтакте». На момент публикации у первого лица региона набралось 7,6 тыс. друзей и 941 подписчик. Отметим, что личной информации он разместил не так много: место рождения, должность и образование.
По словам главы региона, ему важно было услышать в социальных сетях «обратную связь от воронежцев». Александр Гусев заявил, что рассчитывает на результативный диалог.
— И я лично, и мои коллеги из областного правительства прекрасно понимаем, что соцсети — место, где фальшь чувствуется особенно тонко. Поэтому в своих аккаунтах мы точно будем избегать пустого пиара, а сосредоточимся на ваших пожеланиях и трудностях, — заявил Александр Гусев.
Под первым постом губернатора в день запуска страницы «Вконтакте» образовалось 200 комментариев о проблемах, в основном, областного центра. Посты особенно недовольных воронежцев были удалены со стены вместе и с отдельными комментариями. Жители затронули вопросы транспортного коллапса в Воронеже. Александр Гусев сообщил, что ситуацию держит на контроле, запланирована транспортная реформа. Также он обещал улучшения услуг от перевозчиков.
Самая жаркая дискуссия разгорелась, когда речь завели о ситуации на Левобережных очистных сооружениях (ЛОС):
‒ Когда разберетесь с вонью в городе? Что за позорище в 21 веке? – задался вопросом пользователь.
‒ Позиция частных собственников предприятия не устраивает ни горожан, ни власти. Мы надеемся, что все-таки у учредителей Левобережных очистных сооружений найдется ресурс выполнить все обязательства по модернизации, и проблема будет решена. В любом случае она находится на нашем контроле, ‒ заявил губернатор.
Также от одного из пользователей поступил сигнал, что на Правобережных очистных тоже «воняет» и горят иловые карты. Губернатор заявил, что там проблема не носит хронический характер, однако и там будут мониторить ситуацию.
Среди пользователей нашлись те, кто покритиковал губернатора за «эйджистские» поправки в областной закон. Одна из жительниц региона написала гневный отклик на цитату губернатора.
‒ Скажите, пожалуйста, как вообще губернатор могли сказать такое: если второй ребенок не родился до 27 лет, то вряд ли он появится вообще. Исходя из ваших слов, я и первого в 30 не должна была родить, а второй в 32, так это вообще нонсенс?!… Мы не люди, или наши дети не люди, или они не такие же дети, как дети мам, родивших до 27 ?! При этом папе, я так понимаю, может быть и 40, а когда вам двоим чуть больше 30-ти, это уже не молодая семья.
Губернатор от этого вопроса «увернулся».
‒ Мы обязательно изучим эффективность принятых мер по дополнительным выплатам. И продолжим искать возможности дополнительной поддержки семей, в том числе вместе с работодателями, ‒ ответил губернатор.
Стоит упомянуть, что губернатор отвечает только на те вопросы, которые имеют большой общественный резонанс. Частные истории остаются пока в стороне.
На странице имеется место для критики, если она конструктивна. Однако без случаев модерации, разумеется, дело не обходится. Например, под постом были удалены комментарии вроде «худший губернатор за последние 20 лет» или «его нам назначили, мы его не выбирали».
Губернаторский флешмоб, или как воронежцы разрешили чиновникам не работать 31 декабря
Незадолго до Нового года вслед за другими российскими губернаторами Александр Гусев обратился к жителям области с идеей объявить 31 декабря выходным днем. Опрос был направлен на широкую аудиторию соцсети «Вконтакте». В нем приняли участие 46,1 тыс. человек, за выходной 31 декабря высказались 86% проголосовавших.
Юристы усомнились в популистской инициативе губернатора, так как по законодательству в его полномочиях – лишь определение выходных дней для региональных чиновников. Для всех жителей региона производственный календарь на год утверждает правительство РФ. И тем не менееАлександр Гусев почему-то решил посоветоваться с воронежцами, работать ли его подчиненным 31 декабря или нет.
После подведения итогов опроса Александр Гусев подписал распоряжение о выходном дне 31 декабря для госслужащих и работников организаций, находящихся в областной собственности. Будет ли выходным днем 31 декабря у всех воронежцев – должны решить их работодатели, сообщили тогда в пресс-службе облправительства.
Результаты губернаторского опроса, по сути, ввели в заблуждение жителей региона, так как люди проголосовали не «за» свой выходной, а за отдых для подчиненных Александра Гусева.
Вирусные ролики и война блогеров
В декабре стало известно, что региональные власти и Институт развития интернета (ИРИ) планируют совместно развивать официальные группы правительства в социальных сетях.
В Youtube 3 декабря появился ролик под названием «Куда делись 14 миллионов воронежских кирпичей?», который вызвал не самую позитивную реакцию у пользователей. Видео стало первым, снятым по госзаказу, где создатели поглумились над протестом работяг из-за нацпроектов. Конкурс на продвижение в интернете социально-значимых проектов в ноябре выиграло ООО «Воронежский городской портал 36on.ru» за 2,63 млн рублей.
По условиям конкурса, в пиар властей должны входить, помимо создания трех «вирусных роликов», размещения постов у местных блогеров. Например, Валерия Робустова с 35,9 тыс. подписчиков 10 декабря опубликовала пост в инстаграме, где рассказала о преимуществах особо экономической зоны в Воронежской области, о которой она «погуглила» и узнала много интересного. А ранее опубликовала открытое письмо Александру Гусеву, где пригласила его зарегистрироваться в инстаграме: «Так что ждем, Александр Викторович вас в инстаграм. Если помощь нужна будет – имя аккаунту красивое придумать или шапку профиля написать помочь – вы обращайтесь». Не обошла Валерия Робустова и первый вирусный ролик, написав, что она «будет радоваться 14 миллионам кирпичей и тысячам новых школьных мест».
Еще один воронежский блогер Катерина Лозовая с 15,9 тыс. подписчиков среди бьюти-трендов внезапно рассказала в своем инстаграме о программе ТОСов. А также опубликовала пост о стройке новых детских садов и школ, где блогер разместила фото жизнерадостного ребенка. Она же активно продвигала ролик «14 миллионов кирпичей».
После появления «хвалебных» постов сами же воронежские блогеры разделились в оценке пиара облправительства в соцсетях.
– Инстаграм теперь окончательно невозможно читать и смотреть. Сеть наводнилась «воронежскими инфлюэнсерами» (это походу те же, кто воронежские аристократы), которые за те самые 3 млн хвалят регион. Хвалят так адски и топорно, – написала в своем фейсбуке Ольга Гофбауэр.
– Как хорошо, что это нормальным людям очевидно. Это лишает клоунов силы, – написали Ольге в комментариях.
Блогер Cherry Beffa c 7,5 тыс. подписчиков также отметила, что ее знакомые стали выкладывать «воодушевленные посты о какой-то параллельной реальности».
10 декабря вышел второй ролик по госзаказу «Чиновники поняли воронежцев без слов». Третий вирусный ролик «Воронежские соцслужбы гоняются за нерожденными детьми» 16 декабря.
Автор: Елизавета Григорьева
Комментарии