28 марта на форуме «Воронеж BUILD», который проходил 28-29 марта в Expo Event Hall Сити-парка «Град», состоялась презентация команды проекта города-спутника «Солнечный», который собирается реализовать в Рамонском районе группа компаний депутата облдумы Евгения Хамина. Впервые о планах группа заявила на «Воронеж BUILD» в 2016 году. С тех пор проект оброс именитой международной командой и приобрел более подробную стратегию, но о конкретных сроках и параметрах говорить пока никто не стал.
Кони, люди, технополис
К работе над «Солнечным» привлекли урбанистов, архитекторов, ландшафтных дизайнеров и других специалистов. На форуме о себе и своем видении будущего проекта рассказали представители восьми компаний. Среди них голландский архитектор Маркус Аппенцеллер. Его бюро MLA+, по сведениям официального сайта, готовило для Воронежа проекты «дикой» части Центрального парка, парка «Олимпик», выступает консультантом при реновации Петровской набережной. Для «Солнечного» MLA+ разработает градостроительную концепцию, архитектурную и ландшафтную стратегии.
По задумке авторов проекта, в городе-спутнике предстоит создать максимально комфортную для жизни среду, чтобы людям хотелось там не только жить, но и работать. К строительству жилья планируют привлечь местных девелоперов, а за рабочие места должен отвечать сити-парк «Град», кампус и технополис. Большое внимание авторы концепции уделяют развитию природного потенциала территории, экологичности и современным технологиям. Согласно предварительной визуализации, в «Солнечном» могут появиться зеленые фасады, огороды в жилых кварталах и огромный парк, в котором будут представлены все природные зоны Воронежской области.
Кластер традиционных ценностей
Презентация началась с проекта технополиса, который должен стать одной из точек притяжения города-сателлита Воронежа наряду с сити-парком «Град». Там предполагается построить детский образовательный комплекс, состоящий из специализированной общеобразовательной и творческой школы; кластер креативных индустрий, куда войдут технопарк, арт-парк, центр и музей современного искусства; кампус с университетом и общежитиями; административно-деловой квартал с административным зданием и бизнес-парком. По замыслу авторов проекта, технополис должен развивать не только профессиональные, но и личностные качества участников любого возраста, при этом «сохраняя традиции, базовые консервативные ценности, развивая поисковое, критическое мышление, формируя привычки полноценного здорового образа жизни».
Ранее Евгений Хамин оценил создание технополиса в 7 млрд рублей. Начало строительства технополиса бизнесмен планировал на 2020 год. По данным облправительства, в проекте примут участие Pricewater house Coopers (PwC – международная сеть компаний, оказывающих услуги в области консалтинга и аудита), Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, Фонд «Сколково», Ассоциация кластеров и технопарков РФ, воронежские вузы ВГУ и ВГТУ. Авторы надеются войти в нацпроект «Наука» и привлечь федеральное финансирование.
Жить – не тужить
О жилье в этот раз говорили мало. Зрителям представили несколько слайдов с предварительной визуализацией жилых кварталов города-спутника. Больше говорили об атмосфере, качестве жизни и технологиях будущего, которые будут актуальны через 10-15 лет, когда проект будет реализован. Докладчики говорили не только о коворкингах, но и коливингах, то есть центрах, где люди смогут не только вместе работать, но и просто жить. И хотя это подавалось как форма будущего, многие из присутствующих вспоминали советскую идею о домах-коммунах.
В транспортной инфраструктуре разработчики концепции предлагают ориентироваться не на автомобили, а на электротранспорт. В «Солнечном» запланировали много станций для зарядки электромобилей, электоровелосипедов и электросамокатов. Для традиционных авто парковки тоже будут – необходимость выносить технополис загород Евгений Хамин объяснял недостатком площадей для новых объектов и паркингов внутри Воронежа.
Парк у парковки
Самым первым проектом города-спутника должен стать ландшафтный парк, к реализации которого стороны готовы приступить в ближайшем будущем. На территории, прилегающей к парковке сити-парка «Град» планируется создать озеро, холмы, настоящие ковыльные степи и лесную опушку. Там же будут плодовый сад и лекарственные растения. Ранее в ГК Хамина говорили, что парк будет носить название «Русское гнездо».
Через парк «Солнечного» пройдет и Большая воронежская экотропа, авторы проекта обещали учесть это и обустроить для походов отдельный путь. Недавно губернатор Александр Гусев объявил, что тропу все-таки начнут обустраивать в текущем году. Основательно же взяться за проект власти намерены после второй очереди реконструкции Центрального парка.
Центральным объектом парка будет комплекс «Паче-терем», который ранее анонсировали как «уникальный туристический объект». Впрочем, что же именно там будет, пока держат в тайне. Частью парка станет и уже построенный храм Петра и Февронии Муромских. Недалеко от него установят статую святых авторства Зураба Церетели. Завершит матримониальную составляющую свадебная ротонда. Также в парке планируют установить стелу архангела Михаила и памятник русскому воинству. Открывать парк будет главная площадь, но ее наполнение также пока не раскрыли. С другой стороны трассы парк соединят подземным переходом. Предполагается, что там расположатся жилые кварталы «Солнечного».
Ожидания прошлого и суровая реальность
Выпускник программы Архитекторы.рф института «Стрелка» и сотрудник кафедры градостроительства Самарского государственного технического университета Дарья Бакшутова напоминает, что идея городов-спутников берет свое начало на рубеже XIX-XX веков в концепции города-сада британца Эбенизера Говарда. Идеальная модель такого расселения состояла из главного города с населением 58 тыс. человек и городов-спутников с населением до 32 тыс. человек. Новые города-сады должны были строиться по мере достижения столицами своей максимальной численности и плотности – город должен как бы «отпочковываться» в виде новых полноценных поселений.
– Система городов-садов в концепции Говарда имела радиально-кольцевую структуру и была связана железнодорожным и автомобильным транспортном. Эта концепция воплотилась в проектах разуплотнения или ограничения роста европейских столиц уже после Второй мировой войны (Лондон, Париж, Стокгольм, Хельсинки и др.). Планировщиками была предложена система городов-спутников, окружающих город вместе с его зеленым поясом. Основная идея – создание автономных, полноценных, независимых городов, связанных тем не менее со столицей, – рассказала «Времени Воронежа» эксперт.
К плюсам модели города-сателлита Дарья Бакшутова отнесла ограничение расползания городов, снижение маятниковой миграции, создание более устойчивой градостроительной системы с точки зрения экономического, социального, инфраструктурного, экологического развития.
Что касается застройки современных территорий-спутников, то, по мнению эксперта, сам город должен быть готов к их появлению – в плане инфраструктуры и концептуально.
– Минусы этой модели кроются в практике реализации. Успех города-спутника зависит от многих параметров: его привлекательности, насыщенности, транспортной доступности, наличия разнообразных мест приложения труда, инфраструктуры и др. Идея городов-спутников актуальна для плотных крупных городов и агломераций, особенно в условиях расползающейся субурбии. Однако, новому количественному росту урбанизированной территории должны предшествовать качественные преобразования внутри города. Современный постсоветский город имеет огромное количество пустот и провалов, неорганизованных и рыхлых территорий, которые могут быть преобразованы под новые функции, – считает эксперт.
Сопредседатель воронежской общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков скептически отнесся к проекту «Солнечного». По мнению общественника, территории не хватит потенциала, чтобы стать полноценным сателлитом:
– Город-спутник создается вокруг крупного промпроизводства либо производственного кластера. Таким образом, подавляющее число населения такого города – это коллеги по работе. Смысл создания именно города-спутника заключается в удобном выстраивании логистики производства и приближения жилых кварталов с работниками к их рабочим проходным. Еще важный момент – город спутник должен отстоять от материнской агломерации минимум на 15-20 километров, а лучше на 30-40, дабы избежать слияния городских черт. Делается это для того, чтобы спутник развивался как самостоятельное поселение и становился самодостаточным. История про «Солнечный» с самого начала не имеет ничего общего с вышесказанным. Во-первых, до городской черты Воронежа – 0 км, до застройки – 2,5 или 3 км. Интегрирующего производства не планируется.
В связи с концепцией «Солнечного» общественник задается вопросами:
– Что будет заставлять успешных и прогрессивных людей выбирать своей резиденцией именно этот пригород? Удобное и комфортное жилье? Но готов ли застройщик такое жилье создать? А куда будут ездить 40 тыс. человек из «Солнечного» на работу? В центр? Так не проще ли жить где-то ближе к центру? Да, несомненно, проще. Строительство нового жилья на Московском проспекте окончательно превратит его в сплошную стоячую пробку. Тут уже не помогут ни японские светофоры, ни расширение до восьми полос.
В итоге Юрий Новиков уверен, что «Солнечный» станет территорией с дополнительными кварталаами Воронежа, способных спровоцировать «транспортный коллапс правобережья».
– От того, что строительный проект будет красиво позиционироваться, жилье там лучше не станет. И рассчитывать стоит явно не на сегмент молодых и успешных горожан: им это жилье не подойдет, – уверен Юрий Новиков.
Автор: Дарья Бородина
Комментарии
Шутер