На смену Александру Сысоеву, возглавлявшему главк МВД Воронежской области семь лет, пришел Михаил Бородин, последние восемь лет занимавший аналогичную должность в Свердловской области. Редакция «Времени Воронежа» вспомнила главные резонансные события последнего времени, связанные с полицейскими. И попыталась разобраться, с чем придется столкнуться Михаилу Бородину в Воронеже.
Четыре против одного
В Воронеже активно обсуждают возможную причастность к пропаже 37-летнего Виктора Шилова четверых сотрудников отдела полиции №5 Советского района. В сентябре Рамонский районный суд на два месяца арестовал их по подозрению в убийстве жителя села под Воронежем. Дело возбудили по ч.1 ст. 105 УК РФ (убийство). Кроме того, в отношении задержанных оперативников возбуждено еще одно дело о превышении должностных полномочий (п.п. а, б, в ч.3 ст. 286 УК РФ). Уголовные дела соединены в одно производство. В отделе проводится проверка, его начальник отстранен от работы. Ранее судимый Виктор Шилов пропал 7 мая 2018 года, его поисками несколько дней занимались волонтеры.
Неорганизованное дело
В конце сентября Коминтерновский райсуд Воронежа вынес приговор оперуполномоченному отдела полиции № 4 УМВД России по г. Воронежу Николаю Уварову. Его признали виновным в мошенничестве (ч. 3 ст. 159 УК РФ) и приговорили к трем годам и пяти месяцам лишения свободы. Оперативник требовал от воронежского предпринимателя Аркадия Маркова порядка 1 млн рублей за отказ в возбуждении уголовного дела. Николай Уваров был задержан сотрудниками УФСБ, к которым обратился бизнесмен в декабре 2017 года при получении денег. Однако тот успел избавиться от наличных к моменту задержания, передав их неустановленным третьим лицам.
Изначально полицейского обвинили в получении взятки, позже статью переквалифицировали на мошенничество в особо крупном, а затем в крупном размере. Николай Уваров возместил 300 тыс. рублей ущерба на этапе уголовного дела. Сам Аркадий Марков предполагал, что организовать уголовное преследование полицейские могли по наводке его бывшего бизнес-партнера Виталия Артюхова, который таким образом хотел получить под личный контроль дом, построенный бизнесменами вместе.
Задержанный не задержался
Бывший оперуполномоченный угрозыска полиции Данила Котешов летом 2018 года был осужден на 10 лет колонии строгого режима за убийство задержанного. Тело задержанного Геннадия Кузнецова тем же утром нашли в туалете полицейского управления 14 сентября 2016 года. Как писало РИА «Воронеж», Его подозревали в убийстве сожительницы и ее матери. Суд установил, что полицейский до смерти избил задержанного, добиваясь признательных показаний. Судмедэкспертиза установила, что Геннадий Кузнецов получил не менее 50 ударов и умер от травмы груди.
Пакет и нашатырь
В июле местное СУ СКР возбудило уголовное дело после пыток в отделе полиции №4 Коминтерновского района Воронежа. По данным «Вести-Воронеж», студенты Максим Гребенюк и Сергей Троянский утверждали, что сотрудники полиции пригласили их на допрос как свидетелей кражи мобильного телефона, но в отделе надели на них наручники, а на голову – пакет с нашатырным спиртом. Так полицейские якобы пытались заставить их признаться в совершении преступления. Дело возбуждено по ст. 286 УК РФ – превышение должностных полномочий. В отделе полиции проходит служебная проверка.
Народный и избитый
Новому главному полицейскому придется поработать и над имиджем полиции: избиения стражей порядка в регионе не редкость. Глава местного СУ СКР Кирилл Левит также отмечал обилие дел, связанных с посягательством на сотрудников полиции.
Так, в конце сентября прокуратура передала в суд дело депутата Совета народных депутатов Каширского сельского поселения Николая Агеева. Он обвиняется в применении насилия к представителю власти по ч. 1 ст. 318 УК РФ. По версии следствия, он избил победителя областного конкурса «Народный участковый» Максима Стряпчих.
Следствие установило, что вечером 14 ноября 2017 года в местный отдел полиции поступило сообщение от жительницы об избиении сожителем. На помощь выехала оперативная группа, в том числе участковый уполномоченный полиции отдела МВД России по Каширскому району Максим Стряпчих. Сожитель заявительницы Николай Агеев, находясь в состоянии алкогольного опьянения, встретил правоохранителей с недовольством и нанес несколько ударов участковому в область головы.
Задержанный митинг
Обычно в Воронежской области все оппозиционные митинги проходили достаточно спокойно – митингующие не нарушали общественного порядка и собирались в гайд-парках, а полицейские лишь наблюдали за акциями со стороны. Однако митинг, организованный воронежским штабом Алексея Навального 5 мая, пошел по другому сценарию.
Изначально активисты намеревались собраться на Адмиралтейской площади, но власти им отказали. Предложенный мэрией парк Шинников не устроил организаторов, а гайд-парк на Никитинской площади в день акции оказался неожиданно занят детскими коллективами. Тогда участники мероприятия направились к памятнику Пятницкому на проспекте Революции. Там начались выступления активистов, собравшиеся скандировали протестные лозунги и запускали бумажные самолетики как символ цифрового сопротивления. В итоге полицейские задержали несколько участников митинга, среди которых оказались координатор воронежского штаба Навального Павел Смирнов и его заместитель Павел Поташов.
Вслед за задержанными участники акции направились к участковому пункту полиции №24 на улице Комиссаржевская, 2 и к отделу №6 УМВД на улице Чайковского, 3. Около последнего и развернулся новый стихийный митинг. Его участники требовали освободить задержанных, но самых активных протестующих тоже задержали. В итоге в отделах оказались около 50 человек, всем им инкриминировали административные правонарушения: участие в несанкционированном мероприятии и нарушение общественного порядка.
В Екатеринбурге же недавние массовые задержания на протестной акции были широко растиражированы федеральными СМИ. Так, во время митинга против пенсионной реформы 9 сентября под руку полицейским попали журналисты, которые находились там по заданию редакции. Силовиков не смутили камеры и документы журналистов, которых вместе с другими задержанными увезли в отделы, где составили на них протоколы. Уральские журналисты составили главе полиции Свердловской области Михаилу Бородину открытое письмо, где назвали задержание коллег нарушением закона. Позже Михаил Бородин извинился перед журналистами и обещал прекратить в отношении сотрудников СМИ административные производства.
Зеленый блокнот
Широкий резонанс в Воронеже получила история с «зеленым блокнотом», которая хоть и не связана с полицией напрямую, повлияла на всех местных силовиков и стоила карьеры высокопоставленным судьям. Председатель облсуда Виталий Богомолов и его заместитель Владимир Маслов ушли в отставку после того, как силовики задержали адвоката Марию Григорашенко. У нее якобы обнаружили записную книжку с расценками на «услуги» судей. Эту историю пресса назвала «делом зеленого блокнота».
За скандалом последовали отставки еще нескольких судей и ряд уголовных дел против адвокатов, а также прокурора Андрея Авдеева. Несмотря на заявления Марии Григорашенко о реальных фактах коррупции, большинство уголовных дел возбудили по фактам мошенничества.
Редакция «Времени Воронежа» также попросила нескольких общественных деятелей рассказать о главных, на их взгляд, проблемах, которые стоят перед воронежской полицией. Бывший председатель общественного совета при ГУ МВД и медиаюрист Галина Арапова выделила два основных момента:
– Из моего опыта взаимодействия с полицией в рамках Общественного совета при ГУВД я бы выделила несколько моментов: помимо задач полиции в обеспечении общественной безопасности, профилактики и расследовании правонарушений, что является больше их ведомственной задачей, полиции важно повысить, а иногда и завоевать доверие граждан. Это задача сложная и зависит напрямую от организации работы внутри ведомства и открытости ведомства для общественности. Не знаю, продолжают ли они эту практику, но мы делали это с полицией, когда я была в их совете. Это проверки отделов полиции, совместный прием граждан членами Общественного совета вместе с руководством ГУВД, выезды в районы и встречи там с жителями, контроль советом рассмотрения жалоб граждан на действия полицейских. Это все дисциплинирует полицию, они перестают вариться только в своем собственном ведомственном соку. Это путь к повышению доверия, но путь долгий, – предупредила Галина Арапова.
– Я не слежу сейчас за рейтингом регионов по уровню преступности, но мы были, в общем-то, на неплохих позициях. Удержать их и сделать регион еще более безопасным – вполне себе задача для нового начальника. Учитывая, что по этому направлению ГУВД отчитывается перед МВД (раскрываемость, уровень смертности при ДТП и т.д.), думаю, здесь будут предприняты усилия в любом случае. Но наверняка есть отдельные направления, где есть провалы – хорошо, если бы местная полиция отчитывалась не только перед МВД, но и перед жителями Воронежа и области. И не формально, а как-то с учетом современных реалий и информационных технологий, а не просто публикуя статистку на сайте, – добавила юрист.
Член Общественного совета при воронежском ГУ МВД, ректор опорного вуза Сергей Колодяжный считает, что новый глава полиции должен, прежде всего, обратить внимание на социальный блок:
– Первое время необходимо уделить особое внимание именно населению. Как принимаются обращения граждан в полицию. В том числе, обращения по вопросам капремонта, благоустройства дворовых территорий в регионе.
Автор: Анастасия Борцова
Комментарии