В мае 2019 года власти расторгли контракт с питерским подрядчиком ООО «Возрождение – торговый дом», который должен был разработать проект по благоустройству проспекта Революции в Воронеже. Как сообщили в пресс-службе мэрии, у заказчика, которым выступило управление строительной политики Воронежа, появилась возможность разработать проект без траты бюджетных средств.
Корреспондент «Времени Воронежа» попыталась разобраться в том, что еще послужило причиной расторжения контракта, с какими сложностями столкнулся подрядчик, а также хватит ли запланированных средств в 150 млн рублей на благоустройство проспекта Революции.
Экономия на разработке
После расторжения контракта с питерским подрядчиком, реконструкцию проспекта Революции власти решили перенести на год. В пресс-службе мэрии сообщили, что работы теперь могут начаться только после празднования следующего Дня Победы. Ранее реконструкцию городские власти планировали начать в 2019 году, а закончить к 75-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне – к 9 мая 2020 года. Отремонтировать проспект должны были одновременно с площадью Победы.
В мэрии также отметили, что подрядчик «с пониманием отнесся к этой ситуации» и передал все наработки заказчику безвозмездно. Сейчас проект по реконструкции разрабатывают бесплатно. Мэрия планирует его получить в середине лета. После чего уже могут определить стоимость самой реконструкции проспекта Революции.
В мэрии подчеркнули, что на проведение конкурсных процедур отбора подрядной организации для выполнения работ потребуется около двух месяцев.
– Завершить сами работы до 9 мая 2020 года в связи со сжатыми сроками не представляется возможным, как невозможно и оставить центральную улицу города в состоянии ведущегося ремонта на время проведения масштабных торжественных мероприятий к юбилею Великой Победы. Поэтому старт работ по реконструкции проспекта Революции может быть запланирован только после завершения этих мероприятий, – пояснили в мэрии.
Напомним, ООО «Возрождение – Торговый Дом» на торгах запросило за свои услуги наименьшую сумму в 2,7 млн рублей. Максимальная цена контракта составила 5,5 млн рублей. Средства должны были выделить из городского бюджета. Проектно-изыскательские работы должны были закончить к 1 апреля 2019 года. Всего заявки на тендер тогда подали три компании. Вторым участником аукциона стало воронежское ООО «ПГС проект», предложившее за свою работу 5,1 млн рублей. Также на аукцион подало заявку московское ООО «Александр Фронтов и Архитекторы», которое попросило за свои услуги 5,4 млн рублей. Но комиссия отклонила их заявки. Отметим, что ООО «ПГС проект», ООО «Александр Фронтов и Архитекторы», ООО «Возрождение – Торговый Дом» также подавали заявки на участие в конкурсе на разработку другого воронежского проекта – по реконструкции площади Победы. Но комиссия все заявки отклонила.
Согласно техзаданию, подрядчик должен был обеспечить компактное решение генерального плана, благоустройство, озеленение и ландшафтную организацию территории, рациональную транспортную схему, а также запроектировать системы сигнализации и видеонаблюдения. Кроме того, необходимо было подготовить проектную и рабочую документацию системы коммуникаций.
Расхождения с реальностью
Как пояснили «Времени Воронежа» в ООО «Возрождение – торговый дом», основной сложностью при проектировании стала попытка решить две взаимоисключающие задачи. С одной стороны, жители города выступали за устройство велодорожек на тротуаре за счет сужения проезжей части проспекта Революции, с другой – проектирование должно было решить задачи формирования комфортной городской среды, где нет пробок, выхлопных газов, а также «есть возможность свободно гулять по тротуарам среди деревьев».
– Совместно с городской администрацией и специалистами по транспорту мы внимательно изучили данный вопрос и пришли к выводам, что сужение проезжей части проспекта Революции приведет к увеличению автомобильной нагрузки, в результате скорость транспортных потоков может снизиться на 30-40%, – пояснили в компании.
Именно поэтому работу над проектом решили приостановить до разработки и утверждения транспортной концепции Воронежа мэрией. В фирме подчеркнули, что такое решение они приняли совместно с администрацией.
В компании рассказали, что выполнили лишь часть проектных работ, а именно предварительные проектные разработки и архитектурные решения по реконструкции проспекта Революции. Поэтому подрядчик решил отдать все наработки бесплатно для «скорейшей разработки и утверждения транспортной концепции города».
В фирме подчеркнули, что на этом сотрудничество с администрацией Воронежа не закончилось, и у них еще есть новые проекты, которые могут быть реализованы в ближайшее время.
Умножить на десять
Сопредседатель воронежской общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков уверен, что истинная причина расторжения контракта «осталась за кадром».
– Все, что есть в сухом остатке – нереализованный проект. Реконструкция улиц – это не дизайнерские решения, а глубокие инженерные, и прорабатывать их необходимо явно лучше, – подчеркнул Юрий Новиков.
Он уверен, что проблема еще в том, что запланированных средств в 150 млн рублей явно не хватит на реконструкцию всего проспекта Революции. На эти деньги власти планировали и спрятать под землю все коммуникации, и перекроить проезжую часть.
По мнению Юрия Новикова, «эту сумму можно смело умножать на десять». Также он отметил, что реконструкция потребует полного перекрытия движения, так как переложить коммуникации без вскрытия асфальта невозможно.
– В этом случае нужно будет создать выделенную полосу для движения общественного транспорта в обе стороны по улице Фридриха Энгельса, а остальной транспортный поток направить к Кольцовской улице, – считает Юрий Новиков.
По словам одного из разработчиков концепции развития проспекта Революции, руководителя рабочей группы архитекторов Романа Пупавцева, в проекте все возможно. Но он также согласился, что запланированных средств не хватит на благоустройство главной улицы города. При этом архитектор считает, что работы возможны без полного перекрытия движения:
– Строительные работы надо проводить в летнее время, когда у детей каникулы. В это время поток автомобилей намного меньше. Убрать временно парковки и на одной стороне организовать по две полосы, а потом то же самое сделать на другой. Это я говорю о двухэтапном подходе строительства, – пояснил Роман Пупавцев.
Концепция в развитии
В августе 2018 года власти заявляли, что благоустройство проспекта Революции может обойтись в 70 млн рублей. О том, что сумма выросла до 150 млн рублей сообщил на публичных слушаниях 27 ноября прошлого года мэр Вадим Кстенин. Деньги возьмут из федерального и муниципального бюджетов, а также у предпринимателей, работающих на проспекте Революции.
Авторы концепции планируют благоустроить часть проспекта от здания ЮВЖД до кинотеатра «Пролетарий». По словам Романа Пупавцева, основная задача реконструкции проспекта – создание комфортного пространства. Его хотят сделать образцом благоустройства, на который будут равняться при ремонте главных улиц других районов города.
– Это благоустройство приведут к качественно новому стандарту. К стандарту, похожему на проект «Моя улица» в Москве. Такое благоустройство, где сделают правильно пандусы, безбарьерную среду, где приоритет отдадут пешеходам, – рассказал на публичных слушаниях куратор создания концепции, помощник губернатора Константин Кузнецов.
Проезжую часть разработчики решили оптимизировать. Согласно концепции, вместо трех полос движения в каждую сторону шириной по 3,6 м, оставят две, а на третьей планируют сделать зону линейной парковки шириной 2,5 м. Кроме того, у пешеходных переходов задумывалось создание антикарманов для безопасности. Тротуары планировали расширить на полметра с каждой стороны, замостить гранитом с применением бесшовных технологий укладки и создать удобный пешеходный транзит. По тротуарам предложили проложить велодорожки.
Для маломобильных горожан мощение проездов предложили поднять на уровень тротуаров, а бордюрные камни уравнять с ними по высоте. По мнению авторов, это сделает улицу удобной для инвалидных и детских колясок. Планировалось, что озеленение будет полностью новым, от всех старых деревьев избавятся. Вместо них планируют посадить липы, кустарники, клены, каштаны. Также улицу намерены избавить от визуального шума. Для электрических кабелей проложат подземные каналы. Под землю спрячут водостоки, для этого в тротуарной плитке проложат желоба, которые потом накроют решетками.
Предприниматели высказались за то, чтобы остановки перенесли с привычных мест на более удобные для торговли. Например, перенести остановки у Петровского сквера к площади Победы и памятнику Платонову, а остановку у Дома офицеров убрать совсем. Власти уже тогда решили внести некоторые изменения в концепцию.
– У нас остаются четыре полосы – две полосы для транспорта, одна полоса для общественного транспорта, парковки, а также пространство для оборудования велополос, – пояснил Константин Кузнецов. По его словам, в концепции приоритет отдан пешеходам. А с автомобильными пробками, по его мнению, должны справляться набережная и улицы-дублеры.
Автор: Эльвира Бутырина
Комментарии