В Воронеже активно вкладываются в развитие городских территорий. После Советской площади, Центрального парка и «Алых парусов» настало время проспекта Революции, площади Победы и «Орленка». Какими должны быть современные городские пространства, как сделать так, чтобы в городе было комфортно всем и нужна ли Воронежу децентрализация обозревателю «Времени Воронежа» рассказала руководитель управления главного архитектора Людмила Подшивалова.
– Как приучить горожан к новому городскому пространству, нужно ли делать это целенаправленно или это происходит само собой? Может ли правильное городское благоустройство влиять на менталитет?
– Городская среда влияет на социальное самочувствие, общественные отношения, формирует модели поведения и культуру горожан. Разные слои населения предъявляют разные требования к организации городской среды, желая сформировать ее по своему вкусу. Но общественные пространства – это городские территории, не находящиеся в частном владении, потенциально доступные всему городскому сообществу, выполняющие общественно полезные функции, способствующие коммуникации и солидарным действиям горожан.
При формировании городского пространства в европейских городах за основу берутся европейские ценности: выравнивание стандартов жизни и инклюзия – свободный, удобный и привлекательный доступ для всех. Доступ к общественным открытым пространствам и их использование является первым физическим и одновременно весьма символичным шагом в сторону расширения гражданских прав и возможностей. Хорошо продуманные и ухоженные улицы и общественные пространства приводят к снижению уровня преступности и насилия. Общественные пространства могут сделать города более успешными и процветающими, изменить жизнь горожан и сам образ города.
– Какие проекты по развитию городских пространств вы считаете главными в 2018 году? Какие проекты по развитию зеленых зон планируются в 2019 году?
– В 2018 году на благоустройство общественных пространств было направлено 163,7 млн рублей, большая часть из которых – федеральные средства. Начато благоустройство первой очереди общественного пространства по ул. Димитрова, завершена реконструкция сквера Советский, благоустроены пространства у музея «Арсенал», по ул. Степана Разина, площадь Черняховского, а также по два общественных пространства в Советском и Ленинском районах и территория в Левобережном районе. В 2019 году на благоустройство общественных пространств планируется направить 350 млн рублей. Средства пойдут на благоустройство проспекта Революции, вторую очередь ул. Димитрова, парк «Орленок» и площадку у Театра оперы и балета.
– Какие функции есть у проспекта Революции как главной улицы города? Какой она должна быть?
– Проспект Революции – это магистральная улица общегородского значения, здесь большой поток и транспорта, и пешеходов. Кроме того, улица выступает площадкой общегородских мероприятий.
Необходимо учитывать, что жизнь горожан в период формирования проспекта Революции отличалась от современной. Город проектировался пропорционально возможностям и способностям человека. В связи со стремительным развитием транспортной инфраструктуры исторический центр города не может отвечать современным потребностям жителей в полной мере. Поэтому основной задачей реконструкции проспекта Революции является создание комфортной пешеходной зоны. Это наиболее «бесконфликтный» способ сочетания современности и прошлых веков, запечатленных в архитектуре.
– Как сохранить мемориальную функцию площади Победы и сделать ее современным пространством для отдыха? Или это взаимозаменяемые вещи?
– Современные тенденции развития градостроительства доказывают, что мемориальная функция аналогичных городских пространств может выступать в комплексе с современной площадкой для отдыха. Память о героях войны – неотъемлемая часть истории Воронежа, и в данном случае сдержанное величие существующего архитектурного решения нарушать не следует. При этом реновация общественного пространства, замена устаревшего мощения, применение современных приемов освещения и новое функциональное наполнение позволит от героических примеров прошлого проложить путь в героическое будущее.
– Что же все-таки появится на намывных территориях у Петровской набережной?
– Так как это значимая территория с большим градостроительным потенциалом, был объявлен международный конкурс на разработку концепции развития с привлечением в качестве экспертов представителей архитектурного сообщества других регионов, в том числе членов Союза архитекторов России. Работы пройдут в два этапа. Первый этап – историко-культурное исследование, социокультурный, пространственный и экономический анализ для определения градостроительного и рекреационного потенциала территории, разработки оптимального сценария развития Петровской набережной. Эти материалы станут основой для подготовки технического задания на второй этап, конкурса на разработку. Возможно, полученные результаты презентуют и обсудят с жителями на форуме «Зодчество VRN 2019» в мае.
– Нужно ли бояться вырубки деревьев при реновации любого нового городского пространства? Какова позиция управления по этому вопросу?
– Вопросами озеленения городского пространства ведает управление экологии. Управление главного архитектора с управлением строительной политики провели общественное обсуждение реконструкции мемориального комплекса площади Победы, парков «Южный» и «Орленок». Позиция нашего управления – недопущение сокращения зеленых зон в городе. Это относится ко всем общественным территориям, реконструкция которых планируется по программе формирования современной городской среды.
– Считаете ли децентрализацию города удачной идеей?
– В настоящее время транспортные артерии объективно требуют расширения, но оно невозможно без нанесения ущерба существующей застройке, в том числе и исторической. В таком городе первыми погибают парки и общественные пространства, а ведь именно они создают качество жизни. Решение – это полицентрическая модель, или децентрализация города, в логике которой нынешним проблемам мегаполисов просто неоткуда будет взяться. Отказ от моноцентризма не только разгружает городские транспортные магистрали, но и уменьшает ежедневную маятниковую миграцию населения.
– Чего стоит ждать от нового генплана? Будет ли он связан с новой транспортной схемой?
– Генеральный план – это стратегический документ, определяющий глобальные направления развития города, он является основным документом территориального планирования. Перед разработчиками генплана стоит целый перечень вопросов. Во-первых, обосновать модель. Как будет развиваться город? Нужно ли расширять административные границы за счет сельских соседних территорий, таких как Ямное и Отрадное, или выполнять развитие за счет внутренних резервов округа? А резервы такие имеются – регрессивные, неэффективно используемые территории промышленных зон, воинских частей, застроенные ветхим жильем. Этим площадкам нужно определить новое функциональное назначение, выделить градостроительные узлы опережающего развития.
Во-вторых, найти решения транспортных проблем, стоящих перед городом. Транспортная схема, разработанная в составе действующего генерального плана, большей частью не реализована. Особые ожидания возложены на подготовку новой транспортной модели, которая позволит обосновать, в том числе, необходимость нового вида транспорта. Каким он будет? Может быть скоростной рельсовый или какой-то совмещенный с использованием существующих железнодорожных путей и вновь построенных линий скоростного рельсового транспорта. Управление транспорта готовит комплексную схему организации дорожного движения, а комиссия по разработке генплана должна обеспечить синхронизацию этих двух важных для города документов.
Беседовал Николай Гаврилов
Комментарии