Людмила Подшивалова: «Города стали физически несоразмерны масштабам человека»

Людмила Подшивалова: «Города стали физически несоразмерны масштабам человека»

Руководитель управления главного архитектора Воронежа – о векторах развития современного города

В Воронеже активно вкладываются в развитие городских территорий. После Советской площади, Центрального парка и «Алых парусов»  настало время проспекта Революции, площади Победы и «Орленка». Какими должны быть современные городские пространства, как сделать так, чтобы в городе было комфортно всем и нужна ли Воронежу децентрализация обозревателю «Времени Воронежа» рассказала руководитель управления главного архитектора Людмила Подшивалова.

Как приучить горожан к новому городскому пространству, нужно ли делать это целенаправленно или это происходит само собой? Может ли правильное городское благоустройство влиять на менталитет?

– Городская среда влияет на социальное самочувствие, общественные отношения, формирует модели поведения и культуру горожан. Разные слои населения предъявляют разные требования к организации городской среды, желая сформировать ее по своему вкусу. Но общественные пространства – это городские территории, не находящиеся в частном владении, потенциально доступные всему городскому сообществу, выполняющие общественно полезные функции, способствующие коммуникации и солидарным действиям горожан.

При формировании городского пространства в европейских городах за основу берутся европейские ценности: выравнивание стандартов жизни и инклюзия – свободный, удобный и привлекательный доступ для всех. Доступ к общественным открытым пространствам и их использование является первым физическим и одновременно весьма символичным шагом в сторону расширения гражданских прав и возможностей. Хорошо продуманные и ухоженные улицы и общественные пространства приводят к снижению уровня преступности и насилия. Общественные пространства могут сделать города более успешными и процветающими, изменить жизнь горожан и сам образ города.

Какие проекты по развитию городских пространств вы считаете главными в 2018 году?  Какие проекты по развитию зеленых зон планируются в 2019 году?

– В 2018 году на благоустройство общественных пространств было направлено 163,7 млн рублей, большая часть из которых – федеральные средства. Начато благоустройство первой очереди общественного пространства по ул. Димитрова, завершена реконструкция сквера Советский, благоустроены пространства у музея «Арсенал», по ул. Степана Разина, площадь Черняховского, а также по два общественных пространства в Советском и Ленинском районах и территория в Левобережном районе. В 2019 году на благоустройство общественных пространств планируется направить 350 млн рублей. Средства пойдут на благоустройство проспекта Революции, вторую очередь ул. Димитрова, парк «Орленок» и площадку у Театра оперы и балета.

Какие функции есть у проспекта Революции как главной улицы города? Какой она должна быть?

– Проспект Революции – это магистральная улица общегородского значения, здесь большой поток и транспорта, и пешеходов. Кроме того, улица выступает площадкой общегородских мероприятий.

Необходимо учитывать, что жизнь горожан в период формирования проспекта Революции отличалась от современной. Город проектировался пропорционально возможностям и способностям человека. В связи со стремительным развитием транспортной инфраструктуры исторический центр города не может отвечать современным потребностям жителей в полной мере. Поэтому основной задачей реконструкции проспекта Революции является создание комфортной пешеходной зоны. Это наиболее «бесконфликтный» способ сочетания современности и прошлых веков, запечатленных в архитектуре.

Как сохранить мемориальную функцию площади Победы и сделать ее современным пространством для отдыха? Или это взаимозаменяемые вещи?

– Современные тенденции развития градостроительства доказывают, что мемориальная функция аналогичных городских пространств может выступать в комплексе с современной площадкой для отдыха. Память о героях войны – неотъемлемая часть истории Воронежа, и в данном случае сдержанное величие существующего архитектурного решения нарушать не следует. При этом реновация общественного пространства, замена устаревшего мощения, применение современных приемов освещения и новое функциональное наполнение позволит от героических примеров прошлого проложить путь в героическое будущее.

Что же все-таки появится на намывных территориях у Петровской набережной?

– Так как это значимая территория с большим градостроительным потенциалом, был объявлен международный конкурс на разработку концепции развития с привлечением в качестве экспертов представителей архитектурного сообщества других регионов, в том числе членов Союза архитекторов России. Работы пройдут в два этапа. Первый этап – историко-культурное исследование, социокультурный, пространственный и экономический анализ для определения градостроительного и рекреационного потенциала территории, разработки оптимального сценария развития Петровской набережной. Эти материалы станут основой для подготовки технического задания на второй этап, конкурса на разработку. Возможно, полученные результаты презентуют и обсудят с жителями на форуме «Зодчество VRN 2019» в мае.

Нужно ли бояться вырубки деревьев при реновации любого нового городского пространства? Какова позиция управления по этому вопросу?

– Вопросами озеленения городского пространства ведает управление экологии. Управление главного архитектора с управлением строительной политики провели общественное обсуждение реконструкции мемориального комплекса площади Победы, парков «Южный» и «Орленок».  Позиция нашего управления – недопущение сокращения зеленых зон в городе. Это относится ко всем общественным территориям, реконструкция которых планируется по программе формирования современной городской среды.

Считаете ли децентрализацию города удачной идеей?

– В настоящее время транспортные артерии объективно требуют расширения, но оно невозможно без нанесения ущерба существующей застройке, в том числе и исторической. В таком городе первыми погибают парки и общественные пространства, а ведь именно они создают качество жизни. Решение – это полицентрическая модель, или децентрализация города, в логике которой нынешним проблемам мегаполисов просто неоткуда будет взяться. Отказ от моноцентризма не только разгружает городские транспортные магистрали, но и уменьшает ежедневную маятниковую миграцию населения.

Чего стоит ждать от нового генплана? Будет ли он связан с новой транспортной схемой?

– Генеральный план – это стратегический документ, определяющий глобальные направления развития города, он является основным документом территориального планирования. Перед разработчиками генплана стоит целый перечень вопросов. Во-первых, обосновать модель. Как будет развиваться город? Нужно ли расширять административные границы за счет сельских соседних территорий, таких как Ямное и Отрадное, или выполнять развитие за счет внутренних резервов округа? А резервы такие имеются – регрессивные, неэффективно используемые территории промышленных зон, воинских частей, застроенные ветхим жильем. Этим площадкам нужно определить новое функциональное назначение, выделить градостроительные узлы опережающего развития.

Во-вторых, найти решения транспортных проблем, стоящих перед городом. Транспортная схема, разработанная в составе действующего генерального плана, большей частью не реализована. Особые ожидания возложены на подготовку новой транспортной модели, которая позволит обосновать, в том числе, необходимость нового вида транспорта. Каким он будет? Может быть скоростной рельсовый или какой-то совмещенный с использованием существующих железнодорожных путей и вновь построенных линий скоростного рельсового транспорта. Управление транспорта готовит комплексную схему организации дорожного движения, а комиссия по разработке генплана должна обеспечить синхронизацию этих двух важных для города документов.

Беседовал Николай Гаврилов

Фото: https://vk.com/zodchestvo

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.