В Воронеже на строительном форуме «Воронеж BUILD 2019», который проходил 28-29 марта в Expo Event Hall Сити-парка «Град», чиновники и строители обсудили генеральный план облцентра на 2021-2041 годы. Губернатор Александр Гусев и мэр Вадим Кстенин заявили, что не являются сторонниками присоединения к городу отдельных территорий и расширения его границ. По их мнению, необходимо развивать регрессивные и депрессивные территории: пустующие площади бывших заводов и военных складов. Кроме того, они уверены, что нужно замещать аварийное жилье новым жилым фондом. А часть территорий, где сейчас сносят ветхое жилье, необходимо оставить под парки и скверы.
Помимо губернатора и мэра в дискуссии приняли участие заместитель директора научного института Генплана Москвы Александр Колонтай (разрабатывает генплан Воронежа), генеральный директор института территориального планирования «Урбаника» Санкт-Петербурга Александр Холоднов, руководитель аппарата Национального объединения застройщиков жилья Кирилл Холопик, а также директор МLА+, голландский архитектор Маркус Аппенцеллер и воронежский девелопер Евгений Хамин.
Жилье в промзонах и реновация – векторы развития?
Александр Гусев рассказал о сегодняшних векторах развития градостроительства в Воронеже. Он начал свое выступление с рассуждения о том, нужно ли промышленную зону города окружать жильем. По его мнению, массовое строительство вокруг индустриального парка «Масловский», особой экономической зоны (ОЭЗ) производить не нужно. Там вполне можно рассмотреть вариант жилья арендного плана.
– Да, приближенность к месту работы вещь удобная, но жить на окраине и быть удаленным от основных центров притяжения – тоже не совсем комфортно. Какое-то жилье арендного плана может появляться рядом с особой экономической зоной, например, для прикомандированных на период строительства. Наша главная задача состоит в том, чтобы транспортная доступность всех городских территорий была комфортной, – подчеркнул Александр Гусев.
Развитие застроенных территорий Александр Гусев назвал очень ответственным моментом. Сейчас власти сконцентрированы на том, чтобы замещать ветхое жилье новым жилым фондом. По словам главы региона, часть территорий, которые сейчас выводятся из-под аварийного и ветхого жилья, нужно оставлять в качестве общественных пространств.
– Мы такую работу локальную в городе вели, когда небольшие объекты сносили и не отдавали их под застройку, а оставляли именно под небольшие скверики, общественные пространства. Такой баланс мы обязательно должны найти. Плюс у нас в центральной части города, безусловно, есть дефицит земли под социальные объекты. Это тоже нужно учитывать в рамках развития города, – отметил губернатор.
О расширении границ Воронежа
С решениями по увеличению города в размерах и изменению административных границ губернатор и мэр решили не спешить. По их мнению, расширять Воронеж нет смысла, а необходимо использовать пустующие площади, например, бывших заводов и военных складов.
– Я бы точно с расширением не спешил. Во-первых, статус городских и сельских территорий сейчас уже достаточно размыт. Мы понимаем, что агломерация с точки зрения комфорта проживания многое сгладила. Какие-то преференции, которые имеют сельские территории, потеряют, став территориями городскими, для людей чувствительны. Поэтому я не сторонник расширения административных границ, а вот глубокое кооперирование в рамках агломерации, решения, которые должны приниматься комплексно, учитывая интересы развития всей агломерации, а не только административной части. Вот здесь мы обязательно должны принимать участие, и прежде всего, в сферах транспортных и сферах инженерных коммуникаций. Я надеюсь, что все эти вопросы в генплане будут отражены, – высказался Александр Гусев.
Мэр Вадим Кстенин также согласился с главой региона и подчеркнул, что сегодня у города уже есть не очень позитивный опыт: ни с точки зрения управляемости этими территориями, ни с точки зрения отношения к населения.
– Есть поселок Краснолесный, который находится в 60 км от Воронежа и является частью города. Вместе с присоединением люди потеряли определенные льготы, но не приобрели городского уровня сервиса. Хотя мы сейчас прикладываем максимум усилий для того, чтобы такие отдаленные территории развивались, – отметил Вадим Кстенин.
Также он заявил, что вместо присоединения новых участков надо максимально развивать депрессивные и регрессивные территории, которые находятся сейчас в центральной части города. Ведь ценность земельных участков достаточно большая.
Ожидания урбанистов, проектировщиков и девелоперов
Замдиректора Института Генплана Москвы Александр Колонтай сообщил, что в ближайшие дни завершается первый этап работ по генплану Воронежа – подготовка концепции.
– После анализа большого количества рейтингов по устойчивому развитию, качеству среды мы видим, что Воронеж – крепкий середнячок. В процессе исследования мы обнаружили, что если совместить зону расселения и центр, где концентрируются рабочие места, то получается практически идеальный город. В этом плане Воронеж очень похож на Вену. Столица Австрии занимает первое место в рейтинге городов с высоким качеством жизни. Но разница есть: там, где находится ядро города, сейчас промзоны. Воронеж в будущем – это компактный город в развитой агломерации.
Архитектор Маркус Аппенцеллер рассказал о своем опыте разработки первого в стране стратегического мастер-плана Перми. Особое внимание он призвал обращать на мнение жителей и их видение своего города.
Ожидания девелоперов от нового генплана выразил Евгений Хамин.
– Если инвесторы будут определять политику развития города, будет неправильно. Генплан, безусловно, нужен. Власть – это лишь профессиональный заказчик, контролер и оценщик. Нужно привлекать урбанистов, чтобы понять, какая у нас существует амбиция. Мы – новая Вена или образцовый город Центрально-Черноземного региона? И, конечно же, с вовлечением и очень активной информированностью населения. Сейчас содержательной концепцией города занимаются девелоперы – изучают потребности населения и, исходя из них, строят жилищные комплексы, формируют новые территории. Я рад, что диалог начался. Состав участников нужно расширять, привлекая специалистов всех уровней, – отметил девелопер.
Генплан и реформа транспорта
По мнению главы города, город не может развиваться без реформы транспорта. Поэтому генплан разрабатывают параллельно с новой транспортной системой.
– Для Воронежа это уникальный процесс. На сегодняшний день мы уже приступаем к реализации перспективного плана развития автомобильных дорог. Без нового транспортного каркаса, без реформы транспорта Воронеж двигаться вперед такими темпами больше нельзя. Без этого нельзя сделать качественно никакой генплан, – сказал Вадим Кстенин.
Он упомянул, что в 2019 году власти надеются начать строительство Остужевской развязки, расширить ул. Острогожскую, соединить Шишкова и Тимирязева, а в 2020 году приступят к стройке дублера Московского проспекта.
О разработке генплана
ГАУ «Институт Генплана Москвы» разрабатывает генплан Воронежа на 2021-2041 годы по контракту с управлением главного архитектора мэрии Воронежа за 70 млн рублей из городского бюджета. Институт должен разработать и согласовать генплан города до 30 ноября 2020 года, в документе нужно учесть возможность строительства метро.
Часть работы московский генподрядчик переложил на структуру заказчика – МКП «Управление главного архитектора», за это заплатит муниципальному предприятию 9,38 млн рублей в сумме по шести контрактам. Кроме того, Институт Генплана Москвы заплатит до 6 млн рублей за определение экономических кластеров, которые будут влиять на развитие Воронежа. Сейчас идут поиски подрядчиков на разработку модели социально-экономического развития Воронежа. Она станет частью генерального плана. Подрядчику нужно оценить рынки жилья и коммерческих зданий. А также указать территории для проектов редевелопмента (перепрофилирование недвижимости под новое направление). Исполнитель должен завершить работу до 15 ноября 2019 года.
Автор: Эльвира Бутырина
Комментарии