Не засветить, а показать. Архитекторы раскритиковали подсветку воронежских зданий

Не засветить, а показать. Архитекторы раскритиковали подсветку воронежских зданий

Специалисты уверены, что город подсвечен неправильно

В Воронеже состоялся круглый стол «Архитектура света. Точка зрения на архитектурный свет города», организованный московскими специалистами. Воронежские и столичные архитекторы поговорили о важности вечернего облика города, об ошибках в создании архитектурной подсветки и о том, как решить проблему дефицита специалистов в области проектирования уличного освещения. Корреспондент «Времени Воронежа» сравнила ожидания чиновников и подсвеченную реальность.

Не подсветка, а китч 

Архитектурной подсветкой исторических зданий воронежские власти озаботились в конце 2018 года. Чиновники и местные архитекторы тогда высказали надежду, что иллюминация создаст «более праздничную атмосферу», привлечет в центр Воронежа горожан и туристов, повысив товарооборот, из-за чего вырастет приток налогов в бюджет.

Однако на мероприятии большинство присутствующих воронежских архитекторов раскритиковали архитектурную подсветку зданий в центре. По их мнению, здания оказались засвечены и потеряли свой облик. А вешать на здания светильники, как это сделали в городе, это не архитектурная подсветка, а китч, уверены специалисты.

Так, председатель правления областного отделения Союза архитекторов России Станислав Сорокин заявил, что город подсвечен абсолютно неправильно, по его мнению, «на здания повесили лишь сотни тысяч лампочек, израсходовав километры кабеля», а бездумное расположение светильников вовсе «не архитектурная подсветка, а китч». Чтобы избежать ошибок, он предлагал разработать программу подсветки города, пригласить специалистов и проектировщиков.

– С профессиональной точки зрения, Воронеж подсвечен неграмотно. Лампочка, повешенная на фасад здания, не является архитектурной подсветкой. Архитектурная подсветка – это выявление деталей и особенностей здания осветительными приборами, которые, как правило, находится вне зоны видимости. Это все должно быть в контексте профессионального осмысления именно подсветки города. Хоть местные жители и говорят, как город красиво засветился. С моей профессиональной точки зрения, город пошел не по тому пути, он совершенно неправильно подсвечивается. Хотелось бы, чтобы за уличное освещение фасадов зданий брались настоящие профессионалы и подходили к своей работе с учетом всех технических особенностей и специфики данных задач, –подчеркнул  Станислав Сорокин, добавив, что бюджетные деньги вложили безграмотно, и подсветка могла обойтись намного дешевле.

Воронежский архитектор Валентин Фролов, который был соавтором проекта Театра кукол, также остался недоволен подсветкой своего творения на проспекте Революции. Он уверен, что новое освещение исказило изначальную суть всего архитектурного решения, здание сделали «мультяшным».

Корреспондент «Время Воронежа» после круглого стола также обратилась за комментарием к доценту кафедры теории и практики архитектурного проектирования воронежского опорного вуза, автору проекта Зеленого театра в Центральном парке и реконструкции Советской площади Роману Пупавцеву. По мнению архитектора, подсветку зданий на проспекте Революции даже нельзя назвать подсветкой.

– Очевидно, что никто не разрабатывал художественную подсветку зданий, концепцию подсветки на проспекте Революции. Подсвечивали ведь компании, которые продают светильники. Представьте, если бы фирма, которая продает краску на фасад, решала бы, какого цвета будут фасады. То, что произошло с подсветкой проспекта Революции, называется не подсветка, а засветка. Когда сетчатка глаза ослепляется светом, мы не видим в вечернее и ночное время саму архитектуру здания. Конечно, хорошо, что об этом задумались, но этот опыт абсолютно неудачный, – пояснил Роман Пупавцев.

Он согласился, что подсветка театра кукол «Шут» получилась максимально неудачной. Но есть в городе и хорошие примеры. Например, жилой дом напротив Кольцовского сквера и здание «Зеленого театра».

– Я лично сталкивался с опытом подсветки здания. Одно из них здание «Зеленого театра». Там было порядка трех-четырех типов светильников, и каждый светильник мы испытывали в темном большом помещении, где выбирали его светосилу. Поэтому на «Зеленом театре» они светятся очень деликатно, не создают вокруг себя он белое пятно. Там были отработаны подходы, как и должно быть, – рассказал Роман Пупавцев.

Подсвечивать нечего?

Воронежский частный архитектор Андрей Колесников уверен, что в городе практически нечего подсвечивать, поэтому «настоящие мастера» и не берутся за это. По его мнению, есть лишь пара жилых домов, которые действительно нуждаются в освещении.

– Архитектура должна влиять на подсознание зрителя, архитектурная среда должна воспитывать личность. Я однажды оказался в ЖК «Садовые кварталы» в Москве и обратил внимание, что там нет никакой подсветки. Потому что такой сильный эмоциональный эффект от того, что ты видишь, такая чистота решения, что вот этот «секс для нищих» с подсветкой серьезным мастерам и не нужен. Тут надо вернуться к образованию, сначала научиться мыслить с чистотой решения. Почему у нас частные дома не подсвечивают? Да потому что подсвечивать нечего. Такова квалификация архитектора, – подытожил Андрей Колесников.

С этим мнением не согласилась гендиректор московского издательского дома «Строительный эксперт» Лариса Маливанова:

–  Архитекторы часто имеют дело с тем, что было, и с тем, что будет. Есть старая архитектура, к которой ни у кого нет претензий, и она нуждается в реставрации, реконструкции и, конечно, в освещении. Я, к сожалению, не видела ночного Воронежа. Но замечательных исторических и современных зданий, начиная с привокзальной площади, в Воронеже очень много. Однозначно есть, что подсвечивать, – уверена Лариса Маливанова.

Архитектор «ЛС Групп» Дмитрий Ключарев считает, что грамотное освещение ведет к благоприятной, комфортной и безопасной среде в городе. Но подсветка зданий всегда должна выполняться с учетом таких факторов, как архитектура здания, его назначения и местоположения, дневного облика, окружающей световой среды.

–  Мы живем в XXI веке, что предполагает мобильность людей в любое время суток. Мы должны выходить на улицу и чувствовать себя в «своей тарелке». В Воронеже, в части городского освещения действительно есть над чем работать. Сейчас строительство ведется на каждом шагу, и мы стараемся возвести здания с учетом последних тенденций и технологий. Но мы не должны забывать и менять то, что уже имеем. Именно за счет света мы можем визуально скрыть недочеты и вывести городскую среду на такой уровень восприятия, который обычными средствами недоступен, – подчеркнул Дмитрий Ключарев.

Нет спроса – нет кадров

По мнению архитекторов, к проектированию освещения всегда должны привлекать специалистов по светодизайну. Ведь они могут дать совокупную, комплексную оценку параметров любого осветительного прибора, исходя из конкретного объекта.

По мнению генерального директора московской компании «ЭСКО СВЕТ» Натальи Жерновой, существует недостаток специалистов в области проектирования уличного освещения. С этим мнением согласился и воронежский частный архитектор Андрей Колесников. Он уверен, что в первую очередь необходимо воспитать новых профессионалов в этой сфере.

– Согласен с утверждением, что среди обучающихся профессии архитектора в Воронеже нет никого, кто изучает направление архитектурного освещения. Поэтому цель нашей работы заключается не только в том, чтобы разобраться в проблеме уличного освещения, создать и предложить качественную энергосберегающую и энергоэффективную модель уличного освещения нашего города, но и вырастить новых профессионалов в этой сфере, – пояснил Андрей Колесников.

Воронежский архитектор Валентин Фролов считает, что дефицит кадров в этой области связан с отсутствием спроса на архитектурную подсветку.

– В Воронеже нет большого спроса на архитектурное освещение, поэтому и не требуются специалисты в области света. Мы решили исправить эту ситуацию и разработали концепцию архитектурно-художественной подсветки города, которую направили в администрацию города. Но до сих пор никаких результатов нет. Получается, что данное направление в Воронеже не рассматривается должным образом. А что касается подготовки специалистов, то они так или иначе будут переориентированы на другую, более востребованную сферу деятельности.

Председатель правления Союза дизайнеров Воронежа Евгений Барсуков уверен, что хороших профессионалов в области уличного освещения можно получить только в том случае, когда в вузе разделят факультеты на узкопрофильные специализации.

– Я считаю, что вуз не делает специалиста, а лишь определяет способы, как им стать. Студент должен уметь ими пользоваться. Что касается специалиста в области светодизайна, то этот человек должен иметь объемный опыт в различных областях, но нацеленный на конкретное направление деятельности. Для этого необходимо разделить факультеты на несколько узкопрофильных специализаций. Только тогда мы сможем увидеть высококлассных профессионалов в сфере уличного освещения, – считает Евгений Барсуков.

Кто засветил?

В апреле 2019 года мэр Воронежа Вадим Кстенин представил губернатору Александру Гусеву новую концепцию оформления города световыми конструкциями. Ко Дню города, который отмечают в сентябре, в скверах, на улицах и площадях Воронежа появятся более 600 световых конструкций. Власти также представили некоторые макеты концепции иллюминационного оформления. Проект разработало муниципальное предприятие «Воронежгорсвет». Воплощать проект в жизнь намерены в ближайшее время.

Всего в центре Воронежа появятся более 600 новых световых конструкций, гирляндами оформят 135 деревьев. Новое освещение в стиле «звездное небо» появится на площади Ленина по направлению к «Спартаку» и в Кольцовском сквере. Архитектурную подсветку получат объект «Пролетарии всех стран объединяйтесь» у главного корпуса ВГУ и «Слава науке» на транспортном кольце по ул. Феоктистова.

О проекте иллюминации в историческом центре в мэрии заговорили еще в мае прошлого года. Тогда еще заместитель руководителя управления главного архитектора Воронежа, а ныне помощник губернатора Константин Кузнецов сообщил, что здания будут освещать исключительно белым светом, по примеру Москвы и Санкт-Петербурга. В праздники подсветку планируют включать полностью, а в выходные и будни – частично.

– Окружающая среда, в которой человек проводит большую часть жизни, влияет на формирование его физического и эмоционального состояния. Сегодня внешний вид большинства фасадов центральных улиц города в темное время суток и пасмурную погоду выглядит серым и угнетающим, – подчеркнул тогда Константин Кузнецов.

В течение 2018 года администрация планировала подсветить 19 фасадов и еще 28 в 2019 году. Но число объектов существенно выросло. Эскизный проект освещения подготовила творческая мастерская «Вечерний Воронеж», известная подсветкой корабля-музея «Гото Предестинация» и других городских достопримечательностей.

В сентябре 2018 года  мэрия определила подрядчиков на установку архитектурно-художественной подсветки на фасады исторических зданий в центре Воронежа. Семь  контрактов на общую сумму 95,6 млн рублей разделили три воронежские фирмы. Больше всего тендеров досталось ООО «Фирма «ВиС». Компания получила четыре контракта на общую сумму 26,6 млн рублей. Подрядчик обеспечил иллюминацию на 18 фасадах старинных домов на пр. Революции, улицах Театральная, Платонова, Дзержинского, Плехановская. Серди зданий – гостиница Шванвича, известная как «Дом со львами», Дом офицеров, кинотеатр «Пролетарий», Воронежская филармония, Дворец бракосочетаний.

Два самых дорогих тендера на общую сумму 49,3 млн рублей получило тогда ООО «Энерго-С». Фирма подсветила 32 фасада зданий, среди которых  областная и городская думы, библиотека им. Никитина, комплекс домов напротив железнодорожного вокзала «Воронеж-1».

Согласно документам сайта госзакупок, один аукцион на 19,7 млн рублей достался ООО «Профсити». Компания занималась подсветкой 15 объектов, в том числе подсветкой кукольного театра, театра драмы имени Кольцова, паломнического центра церкви Иоанна Предтечи у Советской площади.

Заказчиком работ выступило МКУ «Городская дирекция единого заказчика ЖКХ». Средства выделили бюджеты области и города, притом основную часть направила региональная казна. Ранее власти сообщали, что в 2018 – 2019 годы  на архитектурно-художественную подсветку планируют потратить около 151 млн рублей из облбюджета.

Кроме того, в декабре прошлого года, ООО «ВСРК» достался один контракт на подсветку в историческом центре Воронежа на сумму 3,7 млн рублей. А второй контракт на сумму 297 тыс. рублей достался ИП Астахова Виктория Сергеевна, этот подрядчик занимался подсветкой только одного здания – № 2/4 на ул. Орджоникидзе. 

ООО «ВСРК» занималось подсветкой трех объектов культурного наследия: Дома с башней у Девицкого выезда (ул. Кольцовская, 82), здания Госбанка (ул. Театральная, 36) и Дома писателя Алексея Шубина, воронежского журналиста и литератора (пр. Революции, 48). Профинансировали всю иллюминацию опять же из городского и областного бюджетов.

Напомним, что всего на подсветку фасадов зданий в центре Воронежа городские власти направили более 100 млн рублей. 

Автор: Эльвира Бутырина

16:43 28.05.2019

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.