На Неделе «Стрелки» в Воронеже представители архитектурного бюро провели интерактивные дискуссии для активных горожан. В частности, в ходе World Cafe воронежцам продемонстрировали, как использовать практику «соучаствующего проектирования» при формировании проектов общественных пространств в своем городе. Жители разбились на команды, после чего вместе с экспертами представили свое виденье проектов в сфере транспорта, экопросвещения, уличной еды и др.
Модератором дискуссии-игры выступила специалист департамента соучаствующего проектирования КБ Стрелка Рада Константинова. В интервью «Времени Воронежа» представитель бюро рассказала о принципах работы по вовлечению жителей в формирование городской среды, а также прокомментировала отдельные проекты Воронежа.
- Насколько соучаствующее проектирование развито в российских городах?
- Практика становится все более распространенной. Мы живем в достаточно сознательном обществе. И сейчас жители все более заинтересованы, куда будет потрачен городской бюджет, на какие проекты. В России практика привлечения жителей к городским проектам пришла через активизм. Ее инициировали молодые ребята, которые возвращались после путешествий в свой город и понимали, что городская среда не соответствует их запросам. Они начинали самостоятельно инициировать изменения на уровне акций и фестивалей. В числе подобных проектов можно назвать «Активацию» в Вологде, «Архитектуру движения» в Ярославле. Креативные городские сообщества начинали встречаться и проектировать общественные пространства, которые они хотели бы видеть в своем городе.
- Эти проекты городских активистов в результате реализовали или чисто поиграться?
- В результате проекта «Архитектура движения» в Ярославле появилось пространство TEXTIL - бывшая заводская территория, которая стала местом встреч соседей и центром культурных и городских инициатив. В рамках проекта «Активация» в Вологде молодые архитекторы создали пять общественных пространств в центре города.
- Проекты делали в контакте с властями?
- Чтобы избежать конфликтов и реализовать свой проект в городе, активистам важно научиться находить контакт с администрацией. Но если раньше наладить контакт с властями было важно, чтобы администрация просто не мешала, то сейчас с приходом на позиции чиновников энергичных образованных молодых людей – «вчерашних активистов», практика соучаствующего проектирования становится все более распространенной, жителей начинают привлекать к процессу создания важных городских пространств.
- Есть же публичные слушания – официальная процедура, где горожан тоже вовлекают в процесс обсуждения городских проектов. В чем разница?
- Публичные слушания проводятся на этапе, когда готов проект. Уже подписаны работы по проектно-сметной документации (ПСД). И горожане часто, если на них и приходят, то, значит, на их территории зашел застройщик, и они хотят высказать негативную точку зрения и как-то отреагировать. На слушаниях интересы тех, кто пришел, зачастую не совпадает с интересами тех, кто дает материал. И существует односторонний формат взаимодействия, когда наша задача – презентовать то, что будет, ваша задач – послушать. То есть как такового вовлечения здесь нет.
- То есть как трибуна для выхода эмоций… «Всем спасибо, но проект все равно будет»?
- Ну да, мы учтем что-то, но, знаете, мы уже подготовили ПСД и затрачены большие деньги, уже разыграны тендеры. И в сам проект очень сложно внести изменения. А вовлечение происходит на ранних этапах, когда проектировщик только начинает собирать информацию о территории. Практика вовлечения, которая пришла из активизма, сейчас сильна методологически. Например, в рамках конкурса субсидий Минстроя РФ «Малые города и исторические поселения» обязательным пунктом получения субсидии является вовлечение жителей в процесс формирования концепции. На основе которой уже разрабатывается ПСД.
- Кто эти люди, которых архитекторы вовлекают в проектирование на этапе подготовки проекта? Это жители, которые живут рядом, ТОСы?
- Я называю их горожанами. В первую очередь, это люди, которые живут рядом. И во-вторых, это предприниматели, чей коммерческий интерес находится на этой территории, это местные общественники и эксперты. Например, если у нас как компании есть задача разработать дизайн-проект парка, еще до начала работы архитекторов городские антропологи проводят глубинные интервью с 10-15 местными экспертами: это может быть краевед, руководитель музея, активные горожане – организаторы городских фестивалей. То есть это не «административные» персонажи, а люди, у которых есть альтернативная точка зрения, которой они готовы поделиться. После того, когда сделаны первые выводы по результатам глубинных интервью, мы проводим встречу с более широкой общественностью. Это должна быть модерируемая фокус-группа, обычно не более 100 человек. Мы приглашаем людей, которые живут рядом с территорией, председателей ТОСов и ТСЖ, местных предпринимателей. Затем, для решения более точечных вопросов подключаем и голосования в соцсетях. В таких опросах мы не можем полноценно прокоммуницировать с жителями, поэтому соцсети мы используем как дополнительный инструмент, чтобы узнать мнение по определенному вопросу.
- В Воронеже на сайте «Активный электронный гражданин» жители, например, проголосовали за то, чтобы не возвращать мини-рынок на Димитрова. Но стоит ли так однозначно учитывать результаты онлайн-голосования?
- Опрос важен, чтобы, наверно, понять, нравится горожанам тут рынок или нет. И если нет, то разрабатывать более гуманный сценарий этого места, где есть приятное пространства без торговли и место, где люди все же могут купить сезонные овощи и фрукты, спеша по своим делам. И еще. Мы и проводим такие просветительские мероприятия как Неделя Стрелки, чтобы готовить аудиторию к тому, что на общественные пространства можно смотреть по-другому. Что рынок – это не обязательно плохо, что рынки сейчас становятся более качественными пространствами. И в Воронеже есть хороший пример - Центральный рынок.
- Чье мнение все же стоит учитывать при непосредственной реализации проекта - горожан или профессионалов? Потому что жители часто представляют собой разрозненные сообщество, есть и фрики с кучей странных идей.
- Это комплексная работа. Команда экспертов примет свое решение, но опираясь на проделанную работу с активными горожанами. Когда мы проводим интервью с городскими антропологами, мы уже делаем срез – что действительно важно для жителей, а что – лишь чья-то отдельная идея, у которой нет поддержки в городском сообществе. К тому же, вовлечение жителей – это звено большой цепи в подготовке проекта к реализации. Параллельно идет процесс комплексного анализа, где инженеры, гидрологи (в случае, если это набережная, например), экономисты, транспортники дают свою аналитику – в зависимости от проекта.
- У нас так обсуждалась возможность строительства колеса обозрения в парке «Дельфин». А потом оказалось, что почва не позволяет его установить заявленной высоты.
- Техническую аналитику важно учитывать. И уже на втором этапе, когда у нас есть запросы жителей и обратная связь на их идеи от профессионалов, мы готовим свое виденье общественной территории. После комплексного анализа мы снова собираем городское сообщество на проектную сессию для уточнения нюансов. И уже после итоговых обсуждений презентуем дизайн-проект с визуализациями. Он уже готов для того, чтобы начать разработку ПСД.
- А как быть с противоположными мнениями жителей? Чьи интересы учитывать? Допустим, в Воронеже по проекту дороги в Северном районе жители вступили в конфликт друг с другом.
- Важно собрать всю информацию на первоначальном этапе и понять, в чем суть конфликта. Дороги – это часть комплексного развития города, поэтому работу с горожанами важно организовывать и здесь. Но нужно это делать в самом начале, чтобы избежать более масштабного конфликта потом.
- То есть, нельзя дать однозначный ответ, чье мнение важней. Вы как профессионалы просто собираете информацию.
- Жители — важный источник знаний о городе. Они лучше всех знают об его особенностях и проблемах, но есть и бюджет, и особенности ландшафта, ограничения генплана и многое другое. Комплексное видение проекта может дать только профессионал.
- Городские власти могут своими силами применять соучаствующее проектирование при подготовке проектов общественных пространств?
- КБ Стрелка разрабатывает сейчас методические рекомендации для муниципалитетов, чтобы они понимали значимость такого формата. Что жителей нужно вовлекать в формирование проекта на ранних стадиях, до проведения публичных слушаний.
О проектах воронежцев – в материале «Изменить город к лучшему: на неделе «Стрелки» воронежцы презентовали свои проекты».
Беседовала Ирина Овчарова
Комментарии