Посчитали добровольцами: студентов возмутило участие в исследовании пассажиропотока Воронежа

Посчитали добровольцами: студентов возмутило участие в исследовании пассажиропотока Воронежа

В опорном вузе заявили, что безвозмездную работу для мэрии выполняли только волонтеры

Ряд студентов Воронежского государственного технического университета (ВГТУ, входит в опорный университет) высказали в соцсетях недовольство участием в изучении пассажиропотока на общественном транспорте. В рамках этого исследования тысяча студентов на различных остановках считают количество входящих и выходящих пассажиров. Результаты нужны для создания новой схемы дорожного движения Воронежа. Руководство ВГТУ заявило, что в исследовании участвуют только добровольцы. В среде студентов одни поддерживают проект, другие убеждены, что отказ чреват проблемами с учебой в будущем. Интернет-газета «Время Воронежа» попыталась разобраться в ситуации и показать позиции сторон.

Кто и когда считал пассажиров

По данным пресс-службы ВГТУ, студенты подсчитывают пассажиров утром – с 6:00 до 11:00 и вечером – с 16:00 до 20:00. При этом каждый студент трудится только один-два часа в сутки. Исследование проводили 28 февраля, 5 и 6 марта.  Вуз планирует продолжить исследование, следующий день подсчетов наметили на 16 марта.

Для подсчетов привлекли студентов разных специальностей нескольких факультетов. Из них сформировали так называемые «научные роты». Это неофициальное название, не связанное с подразделениями войск и военными вузами. В работе участвовали и преподаватели – они, в том числе, отслеживали работу студентов на точках. Некоторые студенты опорного вуза уже выполняли похожую работу при анализе эффективности умных светофоров.  Иностранцев к работе не привлекали, отметили в вузе.

Дни на изучение пассажиропотоков вуз выделил из весенних и летних практик. Но это не значит, что участие в исследование предполагает автоматический зачет по практике. В беседе с корреспондентом «Времени Воронежа» ректор опорного университета Сергей Колодяжный подчеркнул, что участие в исследование не влечет каких-либо гарантированных бонусов со стороны вуза, но помогает получить профессиональные компетенции.

– Для каждого студента нашего университета, участвующего в исследовании, это близко. Анализ трафика связан с цифровой экономикой, наблюдение за транспортом – с дорожной сферой. Все это может лечь в часть основы будущих научных работ. Ребята ведь и дальше будут в научной роте трудиться, почему бы их не поддержать? Но такого, чтобы студент вышел, что-то сделал и тут же получил зачет – нет, – рассказал «Времени Воронежа» Сергей Колодяжный.

Как отреагировали студенты: было ли давление со стороны руководства?

Когда исследование началось, в соцсетях стали появляться негативные отзывы, написанные от лица студентов ВГТУ. Высказывания публиковались анонимно в посвященных вузу группах формата «Подслушано», где администраторы не раскрывают имена авторов. Однако комментарии под записями оставляли реальные студенты ВГТУ.

В основном, авторы записей утверждали, что участвовали в исследовании под давлением со стороны руководства. А отказ, по их словам, означал проблемы с будущими зачетами и претензии к преподавателям.

– Я живу в Хохольском районе. На учебу добираюсь на автобусе, 45 минут мне ехать до автостанции на ЮЗ (Юго-Западная автостанция, проспект Патриотов, 11), потом пересадка. Сегодня мне сказали быть в 6:00 на Машмете, чтобы считать маршрутки. Если не приеду, будут проблемы, опоздать можно на полчаса, не больше. Все здорово, но первый автобус от меня едет в 5:50 до Воронежа, – гласит одна из записей в группе «Подслушано ВГТУ Воронежский Опорный Университет».

Под ней и аналогичными публикациями появляются десятки комментариев двух типов. В одних заявляют, что участие в исследовании было обязательным для определенных студентов. В других утверждают, что от подсчетов можно было легко отказаться.

Ряд студентов утверждал, что анализ пассажиропотока не связан с их специализацией. Особенно это задело тех, кто учится на коммерческом отделении. «Мы деньги платим за обучение, а не за стояние на остановках», – заявила одна из студенток. Некоторые учащиеся заявили, что их смена длилась дольше двух часов.

В дни исследования  городское управления транспорта предоставило участникам подсчетов бумаги, дающие право бесплатного проезда на общественном транспорте. Документы действовали только на муниципальных автобусах, правда и там некоторые водители игнорировали бумаги.

– После четырех часов «караула» не принимают проездной, который выдали. Говорят: недействителен/фальшивый. Сказали выходить, даже когда предложила заплатить. Пришлось дальше мерзнуть, ждать следующий автобус. Там уже и не пыталась ничего показывать, сразу заплатила. Аж плакать хочется, – написала одна из студенток.

Что на недовольства ответил опорный университет

– Все студенты совершеннолетние, их решение является самостоятельным, и мы как граждане города гордимся таким добровольческим движением в нашем опорном вузе,  – заявила пресс-служба ВГТУ.

По данным пресс-службы, для  участников исследования проведут отдельные кураторские часы по дисциплинам, указанным в расписании. Сергей Колодяжный считает, что поток негатива идет от людей, которые «пользуются моментом, пытаются найти скандал». По его словам, для студентов, не сумевших участвовать в работе, не последует санкций.

– Есть те, кто захотел участвовать. А есть те, кому в связи с расписанием или по семейным обстоятельствам это не подходило. Кому-то нужно, например, забрать сестру или брата из школы, маму встретить, в магазин сходить. Ни одной жалобы или обращения о давлении ни в профсоюзные организации, ни в ректорат не поступало. Кто хотел добровольно – те участвовали. Никто образовательный процесс в вузе не останавливал. У нас 20 тыс. студентов, поэтому, если выходит 800 или тысяча добровольцев – я этим горжусь, но останавливать процесс не имеет смысла. Кто-то сказал «я хочу» – ректор должен его поддержать. Кто-то не имеет возможности. Значит, учится по расписанию как полагается, – рассказал «Времени Воронежа» Сергей Колодяжный.

Для чего нужно считать пассажиров

Изучение пассажиропотока идет в рамках сотрудничества между ВГТУ и мэрией на безвозмездной основе. Его результаты могут использовать в нескольких важных направлениях. По данным пресс-службы мэрии, данные необходимы для комплексной схемы дорожного движения Воронежа до 2032 года, которую разработает для мэрии московский «Росдорнии». На субподряде у фирмы работают рязанское ООО «Первый ЦОУ» и самарское ООО «Рут Девелопмент».

Пресс-служба вуза добавила, что по результатам исследования будет разработана цифровая модель, которая поможет региону войти в национальную программу «Качественные и безопасные дороги».

Насколько исследование эффективно?

В вузе утверждают, что участники исследования обладают всеми необходимыми компетенциями. Однако студенты в соцсетях пишут, что подсчетами занимаются много первокурсников. Их работу не оплачивают, поэтому мотивация для многих отсутствует. Более того, в неофициальных группах, посвященных вузу, подписчики говорят о формальном отношении к подсчетам. Многие относятся к исследованию с юмором, снимая забавные фото и видео. Например, в неофициальной группе вуза опубликовали ролик, где молодой человек привез на остановку у ВГУ надувную кровать, одеяло и подушку и начал вести подсчеты лежа.

В общественной организации «Город и транспорт» раскритиковали такой метод подсчета.

– Для получения хоть сколь либо релевантных результатов студенты должны стоять на всех вообще остановках города одновременно. Какая разница, сколько вышло человек из автобуса 312А на «Спартаке», если мы не знаем, откуда они приехали? И какая разница, сколько войдет? Кроме того, на крупных остановках студенты наверняка упускают от 20% до 40% останавливающихся автобусов, потому что только очень опытная бригада счетчиков способны грамотно «разобрать» подъезжающих и обсчитать выходящих. Студенты будут ошибаться, и ошибаться сильно. Главное в том, что на основе этих данных можно только определить объем перевозок на данной конкретной остановке. Для понимания новой маршрутной сети эти данные неприменимы, – написал сопредседатель общественной организации Юрий Новиков.

Взамен общественник привел пример московских властей, которые сотрудничают с мобильными операторами и используют их данные о передвижении абонентов.

– Студенты недовольны, и их легко понять. Будущие строители мерзнут на остановках по несколько часов. Их не обеспечили не только горячим питьем и едой, но и специальными жилетами. В общем, классика жанра – рабский детский труд, причем на самом деле, никому не нужный, – заявил Юрий Новиков.

Вместе с тем, за разработку транспортной схемы городские власти заплатят «Росдорнии» 28,4 млн рублей из бюджета Воронежа.

Автор: Михаил Супруненко

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Чтобы понять, насколько все добровольно, можно посмотреть на письмо замдекана одного из факультетов, выложенное в группе ВК Подслушано ВГТУ. Формулировки "студентов запугать" говорят сами за себя.