В Москве состоялся восьмой межведомственный круглый стол по координации взаимодействия органов власти и субъектов РФ и бизнеса в области обращения с отходами. Участники обсудили реформирование системы обращения с ТКО и проблемы бизнеса в этой отрасли.
Благодаря государственной реформе системы обращения с отходами, в регионах появились операторы по обращению с ТКО. Это компании, через которые будут строиться договорные отношения с другими участниками рынка. Государство заключает один контракт по фиксированной стоимости с региональным оператором и устанавливает тарифы, по которым ему предстоит работать.
Ранее стоимость всех услуг устанавливалась многочисленными игроками рынка произвольно, к тому же они не платили НДС. Теперь же рынок обращения с отходами станет более цивилизованным, с одинаковыми правилами для всех участников. Это откроет дорогу современным технологичным компаниям, увеличит конкуренцию, что в итоге приведет к росту качества услуг для населения.
Однако есть и отдельные негативные тенденции в системе реформирования коммунальной системы. Например, повышение тарифов на вывоз ТКО, вместе с тем он станет более прозрачным. Рост тарифа будет связан с переходом услуги вывоза мусора из разряда жилищной в разряд коммунальной, соответственно, она будет облагаться НДС.
Также тариф включит НВОС, то есть плату за негативное воздействие на окружающую среду, которую раньше платили только юридические лица, а теперь стану и обычные горожане. НВОС отчисляется на модернизацию и развитие отрасли, строительство современных объектов сортировки и переработки отходов. Государство устанавливает и стоимость размещения ТБО на полигонах. Другие составляющие тарифа – это стоимость перевозки отходов от собственников до мест захоронения и собственные расходы самого регоператора, которая составляет 5% от тарифа. Такая методика формирования тарифа применяется по всей стране.
На круглом столе отмечалось, что единственным способом снижения тарифов может стать исключение из его составляющей НДС. Так государство могло бы снизить финансовую нагрузку на население и недовольство значительным ростом стоимости услуги.
Для регоператоров также не все гладко при новой системе обращения с отходами. Они не просто не смогут получать сверхприбылей, но и могут понести убытки, как уже случилось в тех регионах, где новые компании начали работать. Как сообщил участникам круглого стола исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин, регоператорам приходится, например, за свой счет покупать мусорные контейнеры. Эти траты не учтены в тарифе и являются прямыми убытками компаний. Так, на данный момент совокупный размер убытков регоператоров уже достиг 1,3 млрд рублей.
В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Воронежская область разделена на восемь кластеров: Воронежский, Лискинский, Бутурлиновский, Богучарский, Борисоглебский, Калачеевский, Россошанский и Панинский. В каждом из них должен появиться центр переработки и захоронения мусора.
Первым в июле 2017 года прошел конкурс на выбор регионального оператора по обращению с отходами для Воронежского межмуниципального кластера, который включает в себя областной центр и восемь прилегающих районов с объемом образуемых отходов около 965 тыс. тонн в год. Регоператором здесь стало ОАО «Экотехнологии». Далее оператора выбрали для Борисоглебского кластера. Им стало ООО «Экоцентр». В Лискинском, Россошанском и Богучарском кластерах – ООО «Экоресурс», в Калачеевском – ООО «Экотранс». На данный момент объявлены торги для Панинского и Бутурлиновского кластеров. Областные регоператоры начнут работу с 1 января 2019 года.
Автор: Анастасия Борцова
Комментарии