В четверг, 24 марта Всероссийский центр изучения общественного мнения обнародовал данные своего очередного исследования – о том, на чем сегодня экономят россияне.
Подобные социально-экономические зондирования ВЦИОМ проводит все чаще, что вполне оправдано остротой проблем. Но любопытно, что сегодняшняя тема столичных исследователей совпала с центральной темой традиционного опроса интернет-газеты «Время Воронежа».
Абсолютное большинство россиян перешли к экономии на продуктах питания, свидетельствуют данные ВЦИОМовского опроса. Существенно на продуктах экономят 26% опрошенных россиян, незначительно — 45%, в целом- 71%.
Наш любительский опрос дал 57% голосов, ответивших «Я экономлю даже на еде». При этом надо учесть, что аудитория «Времени Воронежа» - публика достаточно элитная – творческая и техническая интеллигенция, чиновники и бизнесмены. Судя по динамике нашего опроса, первым пунктом семейной антикризисной программы оказался для них отказ от отпуска за рубежом. Теперь вот – еда. Будем надеяться, что еда – понятие растяжимое, и «экономия на еде» - это для кого-то всего лишь отказ от устриц.
Более детальные вопросы четко показали в чью пользу сейчас работает кризис. Россияне не стали меньше есть, они стали искать, где дешевле купить поесть. И покупательские потоки из продуктовых бутиков перенаправились в сетевые маркеты, где цены ниже, а число маркетинговых акций заметно выросло!
Около 66% респондентов отметили, что ищут различные акции и скидки на продукты. Большинство россиян (58%) также уверены, что в сетевых магазинах продукты дешевле, чем в несетевых (20%).
При этом в Воронеже, городе, где наблюдается переизбыток торговых площадей сетевых магазинов, владельцы бизнеса в один голос жалуются на падение оборотов.
Тот же ВЦИОМ в феврале 2016 года проводил опрос, согласно которому увеличилась доля россиян, считающих необходимым экономить на всех покупках и кредитах. Ведущий эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб комментируя итоги исследования, выступил с необычным предостережением: о возможном скатывании в пучину дефляции – то есть, незапланированного снижения цен.
Вот ужас!
Эксперт описал и механизм грозящей катастрофы: из-за опасений потерять работу население старается не тратить деньги, после чего их оборот в экономике снижается; предприятия не могут продавать свои товары и сокращают производство, что влечет за собой увольнения; в результате население убеждается в верности своих опасений и продолжают экономить. И так, по спирали – в штопор.
С начала года до середины марта рост цен на продукты в Воронеже составил 0,1%. А в последнюю неделю, с началом Великого поста на 1-2% подешевели мясные продукты – и маятник качнулся вниз – примерно на те же самые 0,1%. То есть расходы на еду уже не растут. Неужели мы нахомся в "мертвой точке" и вот-вот маятник качнется в другую сторону?
Так что для спасения отечественной экономики каждый ответственный гражданин должен сейчас встать, достать заначку из носка, выйти на улицу и что-нибудь купить в ближайшем магазине.
Автор: Александр Саубанов
Комментарии
Гость
f4L8f
1
1