Андрей Марков: «У власти на местах должно быть больше самостоятельных ресурсов»

Андрей Марков: «У власти на местах должно быть больше самостоятельных ресурсов»

Депутат Госдумы – о механизмах снижения дотационной зависимости бюджетов муниципальных районов Воронежской области

СПЕЦПРОЕКТ к 85-летию региона «Воронежская область: бюджетная вертикаль». Депутат Госдумы Андрей Марковым и главный редактор «Времени Воронежа» поговорила о том, насколько высока дотационная зависимость районов области от областного и федерального бюджетов, есть ли пути ее снижения и нужны ли они муниципалитетам.

- Как вы считаете, высокая ли дотационная зависимость у муниципальных районов области?

- Большая часть районов глубоко дотационные. Нет самостоятельных, которые свои нужды покрывают за счет своего бюджета. По бюджетной обеспеченности хороши Бобровский, Лискинский, Рамонский. Но даже для таких сильных в бюджетном плане районов нельзя сказать, что их финансовые проблемы решены и их финансы покрывают полномочия, которые они должны исполнять в полном объеме. И даже более менее самостоятельного решения власти на местах не могут принимать, все должны согласовывать с областью.

- Есть ли районы, в которых исторически сложилась высокая зависимость от областных дотаций?

- Чем меньше район и дальше он находится, тем выше дотационность, больше проблем. Это обычно в тех муниципальных районах, где нет федеральных трасс, где традиционно не было крупных предприятий, куда не идут инвесторы.

- Как власти на местах могут влиять на снижение дотационной зависимости?

 - Районы сами ничего не могут делать, кроме привлечения инвесторов, которые будут создавать рабочие места, люди будут тратить зарплаты в местных магазинах. Такой зыбкий сценарий. Хороший путь, но дальний. В районе потом по факту остается всего 10% из всей массы налогов, что платят предприятия, расположенные на территории. Это убивает всю инициативу на местах.

Даже проектно-сметную документацию не могут сделать ни район, ни поселение. А если ее не сделать, то по условиям участие в госпрограммах проект не попадет ни под областные, ни под федеральные деньги.

- Какие налоги остаются в районе?

- Итоговые налоговые поступления в местные бюджеты от инвесторов не очень велики. Это налог на землю, часть НДФЛ, акцизы. И все. К примеру, налог на прибыль, имущество, добычу полезных ископаемых идут в федеральный и региональный бюджеты.

- Какие пути вы видите снижения дотационной зависимости воронежских муниципалитетов, возможно ли это и нужно ли в принципе?

- В свое время мы от этих механизмов снижения отказывались в силу централизации власти и собирания земель. Сейчас наступила пора, когда надо давать самостоятельность. И не я один так считаю. Путь только один – законодательный, это изменения бюджетного кодекса, налогового кодекса. Раньше все 100% НДФЛ оставались на местах, постепенно большая часть перешла в региональный бюджет.

В Госдуме депутаты от разных фракций выходят с инициативами изменений бюджетного, налогового кодексов, но они не проходят. В нашей партии все процедуры завязаны на позитивный отзыв правительства. А правительство не идет на эти изменения. Наш комитет постоянно говорит о том, что надо менять финансовую систему в стране – местная власть должна обладать большими самостоятельными ресурсами.

Понятно, что мы должны перераспределять деньги между регионами ресурсными, добывающими. Второй процесс – нужно правильный баланс соблюсти, чтобы и на местах оставались деньги – и в регионах, и в муниципалитетах. Именно для самостоятельности решений по большей части вопросов, связанных с гражданской жизнью.

- Хотя бы небольшие изменения происходят в последние годы, которые способствуют самостоятельности местных муниципалитетов?

- Да, сейчас меняется акцизная политика. Мы приняли ряд законов, в частности, по алкоголю. Сейчас этот объем налогов уходит в федеральный бюджет. Но в течение ближайших пяти лет произойдет изменение, и большая часть акцизов на алкоголь будет оставаться в региональном бюджете. Это около 700-800 млн рублей для Воронежской области. Значит, и муниципалитетам достанется. Акцизы на топливо начали уже частично уходить в региональный бюджет.

В Госдуме приняли важный закон, который позволяет заключать межмуниципальные и межрегиональные соглашения по различным проектам местного значения. Таких как строительство дорог, мостов. У муниципалитетов появилась возможность давать друг другу кредиты. Если есть совместная проблема, то решить ее можно за счет привлечения бюджетного кредита или субсидии поселения из, к примеру, соседнего региона или другого заинтересованного в проекте поселения. Построить дорогу или мост через реку. Раньше такой возможности не было.

- А нужно ли в принципе работать над снижением дотационной зависимости местных муниципалитетов?

- В 2016 году, к примеру, шел обратный процесс. Мы тогда 1% налога на прибыль из региона передали в федеральный бюджет. Для Воронежской области это был 1 млрд рублей. Потом субсидиями и перераспределением регион, конечно, получил – и даже больше, чем этот миллиард, из федерального центра. Но вот в чем разница между своими деньгами и теми, которые получают? Своими деньгами муниципалитет распоряжается в рамках своих полномочий, а федеральными – в рамках строгих правил, это целевые средства.

Нужна хотя бы финансовая самостоятельность в пределах 1-3 млн рублей, чтобы каждый раз главам не приходилось просить денег в области. Тогда вопросы решаются и быстрее, и более качественно. У нас получается, что пока по вертикали дойдет, и асфальт к зиме укладывают.

- Как смотрится Воронежская область на фоне других субъектов РФ по уровню дотационной зависимости от федералов?

- Неплохо. И по объему федеральных средств, поступающих в наши бюджеты, и по качеству жизни и качеству экономики. В 20-ке субъектов находимся по качеству бюджетной системы и в целом по экономическому развитию. Я уже поездил по регионам и вижу разницу.  Регион получает неплохие федеральные деньги, а это важно для тех целей, которые ставит перед экономикой губернатор.

Беседовала Ирина Овчарова

12:25 11.07.2019

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.