В Воронежской области самой проблемной отраслью по части уплаты налогов является дорожное строительство. По информации, полученной интернет-газетой «Время Воронежа» из неофициальных источников, на 1 апреля текущего года задолженность ОАО «Воронежавтодор» по налогам и страховым платежам составила 73,3 млн рублей. Из них 10,6 млн – по налогу на доходы физических лиц, а 9,8 млн – по региональным и местным налогам.
Надо сказать, что еще по итогам 2015 года выручка компаний, занимающихся в регионе ремонтом дорог, уменьшилась по сравнению с 2014 годом почти на 11%. В результате сократился и объем налогов, поступающих от предприятий этой отрасли – на 3,8%. А в том же 2015 году почти 16% «дорожных» налоговых поступлений приходились на «Воронежавтодор». Однако уже по итогам прошлого года налоговые поступления этот ОАО сократились на 24%.
Между тем, в 2015-16 годах эта компания получила несколько госконтрактов от департамента транспорта и автодорог на содержание дорог и мостов. Имелись у «Воронежавтодора» и подряды, полученные от ОАО ЦДС «Дорога» (учредителем которого тогда выступал все тот же департамент транспорта). И выручка «Воронежавтодора» от этих подрядов составила более 550 млн рублей.
А налоги компания стала платить меньше. Почему?
Специалисты налоговой службы провели «контрольно-аналитические мероприятия» в отношении этого предприятия и выяснили любопытный факт: полученные от заказчиков (государственных, между прочим) деньги руководство «Воронежавтодора» перечисляло так называемым рисковым контрагентам, а не на погашение задолженности по налогам перед бюджетом, как того требует закон.
Насколько нам известно, в УФНС подсчитали, что в результате таких «мнимых» сделок за два года было выведено более 108 млн рублей, в том числе более 67 млн – через подконтрольные ИП.
Напомним, что в прошлом году собрание акционеров «Воронежавтодора» приняло решение о ликвидации предприятия с целью введения упрощенной процедуры банкротства и выводом активов и персонала в новые организации. По мнению наблюдателей, в этой акции явно прослеживались признаки уголовно наказуемого фиктивного банкротства.
В течение осени 2016 года арбитражный суд дважды отказывался признавать ОАО несостоятельным.
Но в начале апреля текущего года арбитраж все-таки принял решение о введении наблюдения в отношении ОАО «Воронежавтодор».
И с высокой степенью вероятности, та же схема обращения с казенными деньгами реализуется сейчас другим фаворитом воронежских конкурсов по получению государственных подрядов на ремонт дорог – ООО «СМУ-90», о котором наше издание в последнее время много раз сообщало.
Департамент транспорта и автодорог уже заключил с этим ООО договор на сумму 1,287 млрд рублей.
Между тем, специалисты отмечают, что по прошлому году показатель налоговой нагрузки «СМУ-90» сложился менее 1%, при том, что в среднем по отрасли он превышает 12%. Средняя зарплата по предприятию составляет примерно 9,5 тыс. рублей. При том, что у коллег «СМУ-90» она приблизилась к 24 тыс. рублей.
Ну, кто поверит, что люди за 9,5 тыс. готовы заниматься адским трудом дорожных рабочих?
А кто поверит, что с такими объемами работы справятся 24 человека? А ведь именно такой была среднесписочная численность работников «СМУ-90» на начало года.
Разумеется, казенные средства эта организация перечисляет другим подрядчикам – работу-то надо выполнять. Но, по данным налоговых органов, не менее 40% средств заказчиков «СМУ-90» перевело на счета организаций, тоже не имеющих ресурсов – ни материальных, ни людских – позволяющих производить ремонт воронежских дорог. И так же, как и упомянутое «СМУ-90», выплачивающих крохотные налоги.
Скорее всего, можно вести речь о том, что руководство этого подрядчика нанимает для работ людей, не заключая с ними никаких договоров. В результате бюджет недополучает налоги. Сумму убытка просчитать невозможно в силу понятных причин.
Напомним, интернет-газета «Время Воронежа» уже рассказывала о том, что к деятельности «СМУ-90» были претензии и у антимонопольщиков, и у Контрольно-счетной палаты города Воронежа. Кроме того, согласно Картотеке дел арбитражного судопроизводства, начиная с 2012 года ООО «СМУ-90» неоднократно проходило в качестве ответчика по искам заказчиков, которые требовали взыскать с этой фирмы неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств.
Глава управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области Сергей Дуканов на одном из совещаний заявил, что дорожная отрасль оказалась в числе худших по прозрачности ведения бизнеса, но зато лидером в части выплат теневой зарплаты. По его данным, в том же «Воронежавтодоре» и других подобных конторах средняя заработная плата одного работника составляет 5-7 тыс. рублей.
Известно также, что Сергей Дуканов обращался к руководству области с просьбой несколько изменить характер деловых взаимоотношений с такими подрядчиками. Правильным он назвал такой порядок: сначала заказчик (как правило, тот же департамент транспорта и автодорог) проверяет – есть ли у подрядчика долги по налогам, а уже потом подписывает акт приемки работ.
Насколько известно, в целом губернатор Алексей Гордеев такой подход поддержал. Трудно утверждать наверняка, но, возможно, недавняя отставка руководителя дорожного департамента Александр Дементьева была вызвана, в том числе, перечисленными выше обстоятельствами.
Пока этот департамент остается без начальника. Но всем известно, что дорожную отрасль в регионе поручено курировать влиятельному вице-губернатору Геннадию Макину. Стало быть, в его власти привести отношения с такими подрядчиками, как «СМУ-90», в цивилизованное русло.
Иначе ведь скандал не избежать. Как известно, в этом году на ремонт воронежских дорог федеральный центр выделил 1 млрд рублей. И, само собой, контроль за расходованием этих средств будет весьма пристальный.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии