В начале апреля в Воронеже прогремела новость об уголовном деле против директора музея-заповедника «Костенки» Виктора Ковалевского. Он известен воронежцам как ученый, общественный деятель, популяризатор науки. То, что его заподозрили в растрате грантов на 720 тыс. рублей, вызвало у многих горожан недоумение. Пока идет расследование, общественники готовят сбор подписей в защиту ученого. А департамент образования попросил силовиков проверить факты ущерба для регионального бюджета. Интернет-газета «Время Воронежа» разобралась в том, что известно о деле Ковалевского.
Что случилось
Уголовное дело о растрате (ч. 3 ст. 160 УК РФ) возбудила полиция на основании проверки, проведенной областной прокуратурой и УФСБ. Они посчитали, что работы на стоянке древних людей «Костенки 11» (Аносовка 2) неправомерно оплачены из средств грантов.
– Фактически указанные работы ранее уже были выполнены за счет других средств, выделенных учреждению департаментом культуры области на осуществление собственной деятельности и выполнение государственного задания, – написано в сообщении сайта областной прокуратуры. То есть, прокуроры решили, что раскопки на стоянке «Костенки 11» оплатили дважды: сначала из денег, направленных департаментом культуры, а потом – за счет грантов.
Кроме того, прокуратура нашла у директора музея-заповедника «нарушения в ходе декларативной кампании и законодательства о конфликте интересов».
Прокурор Воронежской области Николай Шишкин 9 апреля внес в облправительство представление, где «поставил вопрос об ответственности» главы департамента культуры Эмилии Сухачевой и других должностных лиц департамента за упущения в профилактике коррупции.
По словам управляющего партнера адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Сергея Бородина, подобные уголовные дела возбуждают нечасто и вряд ли в этом есть интерес у получателей грантов.
– Сама по себе растрата – достаточно редкий вид хищения относительно, например, присвоения или мошенничества. Растрата подразумевает передачу вверенных виновному денег или имущества не в его пользу, а третьим лицам. Такой своеобразный противоправный имущественный альтруизм. Еще реже растрата совершается в отношении грантов, получаемых бюджетными учреждениями, поскольку за полученные деньги обязательно надо отчитаться, а правильность их расходования будет проверяться. Достаточно сложно предположить, что руководитель бюджетного учреждения, не имея личного интереса, вывел полученные деньги в пользу других лиц, – объяснил Сергей Бородин
Что это за стоянка
Палеолитические стоянки – это места, где в каменном веке останавливались древние люди. В селах Костенки и Борщево расположены 26 таких памятников верхнего палеолита. Там находят останки первобытных людей, предметы быта, жилища из костей мамонтов. «Костенки 11» – одна из наиболее исследованных стоянок. Там и находится музей «Костенки», который как саркофаг накрывает одно из древних жилищ. Памятник имеет восемь культурных слоев, самый нижний из которых датируется приблизительно в 32 тыс. лет назад, а самый верхний в 20 тыс. лет. Эта стоянка найдена еще в 1949 году, но исследования там все еще продолжаются.
О каких деньгах идет речь
Археологический музей-заповедник «Костенки» – государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области. Учредителем выступает департамент культуры, который направляет средства областного бюджета музею.
Как рассказал Виктор Ковалевский «Времени Воронежа», в 2014-2015 годах департамент выделил музею средства на раскопки стоянки «Костенки 11». В 2017 и 2018 годы один из сотрудников музея получил гранты на продолжение археологических исследований. В 2017 году музей получил 200 тыс. рублей от Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). В это время РГНФ уже присоединился к Российскому фонду фундаментальных исследований (РФФИ). В 2018 году РФФИ выделил музею 160 тыс. рублей.
В Воронежской области предусмотрено софинансирование проектов, получивших грунтовую поддержку. В данном случае областной бюджет добавил «Костенкам» суммы, равные объему грантов – 200 и 160 тыс. рублей. Речь шла о научном проекте, поэтому средства из казны региона направил департамент образования, науки и молодежной политики.
В департаменте образования «Времени Воронежа» пояснили, что узнали о возбуждении дела по факту растраты этих средств 8 апреля.
– В случае нецелевого использования средств, подкрепленного доказательной базой, областной бюджет понесет ущерб. Департамент направил соответствующее письмо в следственные органы, – ответили в департаменте на запрос «Времени Воронежа».
По словам директора музея Виктора Ковалевского, все отчеты по выполненным работам не вызывали нареканий властей и фондов.
– Я действительно ставил подписи на актах выполненных работ, в которых грантодержатель прописывал работы, согласно плану, утвержденному фондом. Следователь мне разъяснил, в чем суть претензий: якобы мы результаты работ 2014-2015 годов использовали для отчета по гранту в 2017-м и 2018-м. Это абсурд, поскольку помимо отчетов фонду сдавались научные отчеты в Институт археологии РАН, где отражены были все научные результаты, и этот отчет за 2017-й был принят без замечаний Отдела полевых исследований, – рассказал «Времени Воронежа» Виктор Ковалевский.
Что касается нарушений в ходе декларативной кампании и законодательства о конфликте интересов, то, по словам Виктора Ковалевского, речь идет о забытых банковских картах. Это карта за 2011 год, на которой осталось 74 рубля, и кредитка с долгом 1,9 тыс. рублей, объяснил Виктор Ковалевский. Их ученый забыл указать в отчете о доходах.
Почему «дело Ковалевского» возмутило общественность
Простым воронежцам Виктор Ковалевский известен научно-популярной деятельностью. Так, в начале 2019 года он давал открытые лекции об истории и археологии в Воронежском институте высоких технологий в рамках проекта «О Костенках с любовью». До этого он ежегодно участвовал в образовательных проектах в различных вузах и клубах. Выпускники средней школы №15 знают его как учителя истории, способного показать настоящие места раскопок, а студенты ВГУ как преподавателя кафедры истории России.
Общественники готовятся к сбору подписей в защиту Ковалевского. Ответственный секретарь воронежского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Никитин создал сообщество «ВКонтакте» для координации сторонников ученого. Сейчас в нем почти 500 участников. Сам сбор подписей не идет, так как никаких репрессивных действий в отношении ученого не принято. Следствие пока продолжается.
Эмилия Сухачева не вела речи об увольнении Виктора Ковалевского. По данным «Вести Воронеж», департамент культуры пока анализирует предоставленные полицией материалы.
Дойдет ли уголовное дело до суда
Управляющий партнер адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Сергей Бородин дает неоптимистичный прогноз.
– Если такие дела и возбуждают, то они почти всегда направляются в суд: дело касается бюджетных денег, стоит на контроле и прекращать его без санкции «сверху» следователь не станет. В случае с делом директора музея «Костенки» факт якобы растраты выявлен прокуратурой, которой и предстоит решать вопрос об утверждении обвинительного заключения и передаче дела в суд. Вряд ли прокурор откажется от своей существующей позиции и придет к выводу об отсутствии события растраты или состава преступления, – рассказал Сергей Бородин.
По словам Сергея Бородина, иногда подобные уголовные дела могут возбуждать по формальным основаниям:
– Бюджетное финансирование может быть неравномерным по времени и по статьям расходов. Например, у бюджетного учреждения есть деньги на закупку инвентаря, который еще не приобретен, так как в помещении не произведен ремонт, а новый инвентарь еще негде складировать. В это время в котельной происходит поломка котла, ремонт которого требует денег. Однако деньги на содержание объекта в текущем квартале уже израсходованы, а следующий платеж ожидается через месяц. Что делать: месяц без горячей воды и отопления или взять на время деньги с «инвентарных» денег и отремонтировать котел, а затем возместить деньги за счет платежа на текущее содержание? С точки зрения здравого смысла так и поступить. С точки зрения закона и бюрократии – отчитаться за «инвентарные» деньги инвентарем, а за деньги на текущее содержание – ремонтом котла. Естественно, что при проверке будет выявлен факт недостоверной отчетности, который может быть квалифицирован как растрата или нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ).
В окружении Виктора Ковалевского расходятся во мнениях о причинах уголовного дела. Одни уверены, что ученый случайно попал под «жернова» проверок. Другие намекают на интересы влиятельных противников, вспоминая, как в 2018 году неизвестные пытались начать стройку на территории памятника природы регионального значения «Костенки – Борщево».
Автор: Михаил Супруненко
Комментарии