Алексей Антиликаторов: «Считаю, что перспективы малого бизнеса в Воронеже – самые радужные, несмотря на кризисные явления»

Алексей Антиликаторов: «Считаю, что перспективы малого бизнеса в Воронеже – самые радужные, несмотря на кризисные явления»

Исполняющий обязанности заместителя главы города Воронежа ответил на вопросы читателей интернет-газеты «Время Воронежа»


 

«Время Воронежа» продолжает серию интернет-конференций с представителями областных и городских властей. На этот раз на вопросы читателей отвечает Алексей Антиликаторов – и. о. вице-мэра Воронежа, человек, который, по сути, возглавляет болезненный процесс демонтажа незаконных нестационарных торговых объектов (НТО). У многих мелких предпринимателей города к нему накопилось немало вопросов, что и подтвердила наша интернет-конференция.

- К вам обращаются жители дома № 85 по улице Лизюкова. Они утверждают, что страдают от ярмарки ИП Родькина. Жалуются на грязь и мусор, на рынок под окнами. Спрашивают, почему мэрия разрешила ярмарку в охранной зоне тепломагистрали компании «Квадра»? И упрекают вас в том, что вы лично помогаете предпринимательской деятельности Сергея Родькина.

- Давайте  сначала расставим все точки над «i»: никакому бизнесу я помогать не могу – в силу должности. Да и не хочу – это претит моим принципам. Теперь относительно вопроса - ярмарка, насколько мне известно, не размещена в охранной зоне. По информации, имеющейся в администрации, между «Квадрой» и Родькиным заключено мировое соглашение в связи с тем, что не установлен факт размещения ярмарки в охранной зоне сетей. Что касается грязи и мусора. Несанкционированная торговля, к сожалению, остается одной из нерешенных в городе проблем, которая и «тянет» за собой проблемы антисанитарного состояния территорий и прочее. Так вот, на Лизюкова, 85 был как раз один из рассадников такой торговли. Там с земли, как говорится, торговали люди, непонятно откуда взявшие товар, – в том числе мясо, сало. Выражаю сильную обеспокоенность тем фактом, что  товар вряд ли соответствует санитарным нормам. Однозначно понятно, что указанную проблему требуется решать. Один из способов борьбы с несанкционированной торговлей на местах, пользующихся спросом у населения, – создание условий для организации санкционированной торговли. При этом предпринимателем Родькиным – по его личной инициативе -  подано заявление на организацию ярмарки. Мы рассмотрели пакет документов, законодательству организация этой ярмарки не противоречит, дали  разрешение. Более того – по нашему мнению и по мнению коллег, внешний вид ярмарки – один из лучших в городе. У нас 78 ярмарок – и эта точно находится в первой пятерке.

- Читательница Татьяна Григорьевна спрашивает: при принятии решений, касающихся предпринимательской деятельности, считаете ли вы обязательным учитывать мнение бизнес-сообщества? И как вообще вы выстраиваете отношения с общественными организациями?

- Всегда учитываю интересы сообщества предпринимателей. Вот недавний пример. Я возглавлял работу по организации елочных базаров. С одной стороны, требовалось установить законные места для такой торговли, которые бы соответствовали архитектурным стандартам и удовлетворяли всем потребностям населения. С другой – я был ответственным за ликвидацию незаконных мест продажи хвойной продукции. Так вот, при решении этих вопросов я всегда собирал предпринимателей, спрашивал их мнение и пожелания. Хочу вам сказать, общение было весьма конструктивное. И даже когда речь шла о сносе незаконных елочных базаров, у меня работа была выстроена таким образом, что 10% сигналов о появлении незаконных базаров я получал от сотрудников администрации, а 90% - от самих предпринимателей.

- Как вы планируете помочь людям, которые лишились работы из-за сноса НТО?

- Незаконных НТО? Могу лишь посоветовать начать вести предпринимательскую деятельность в рамках правового поля без использования сомнительных схем.

- Любовь Рощевкина пишет: я 20 лет работаю в индустрии красоты. На днях зашла в интернет, а там 1400 объявлений об оказании таких же услуг на дому. Она подсчитала, что если бы они зарегистрировались как ИП, то в бюджет поступили бы 70 млн рублей. И вопрос: вам эти деньги нужны?

- Администрация города, безусловно, нуждается в налоговых поступлениях финансовых средств от законного и добросовестного бизнеса. Да, есть предприниматели, которые работают «втемную». Это большая проблема. С этим борется налоговая, об этом постоянно губернатор говорит. Но, к сожалению, это вне компетенции городских властей – ходить по квартирам и вылавливать тех, кто пытается работать с нарушением федеральных законов.  Безусловно, что мы оказываем максимальное содействие уполномоченным структурам, но сами не вправе проводить подобную работу.

- Елена нашла неточность в новой схеме размещения НТО. Она утверждает, что по этой схеме на улице Димитрова, 54 числится киоск печатной продукции, а такого адреса не существует в природе. В то же время, пишет Елена, у дома № 8 по Димитрова стоят два киоска, в которых торгуют пивом и сигаретами. И задается вопросом: у нас закон един для всех или только для добросовестных предпринимателей?

- Закон у нас для всех один. Что касается Димитрова, 54 – вполне возможно, что имела место техническая ошибка. Схема еще не утверждена, сейчас как раз проходит этап так называемой «оценки регулирующего воздействия», как раз тот этап, когда мы ждем замечаний от бизнес-сообщества, – это надо понимать. Для того чтобы исключить все неточности, она и проходит сейчас массу согласований. А про эти два киоска, где торгуют пивом и сигаретами – я только приветствую такие «сигналы», это очень полезно для моей работы. Я за то, чтобы привести в правовое русло любую торговлю в городе.

- У Ярослава вопрос ребром: почему при решении о сносе НТО вы обходитесь без суда, а действуете по усмотрению узкого круга лиц администрации города? Разве не суд должен определять законность установки НТО и принимать решение о его сносе?

- Узкого круга лиц? Вы что имеете в виду под этими словами? Я действую исключительно в рамках закона как в решении вопроса по сносу НТО, так и в прочих, не менее проблемных вопросах. В частности, решение Воронежской городской думы № 790 говорит о том, что суд здесь не при чем. Если НТО установлен незаконно, то муниципалитет вправе и обязан демонтировать его. А вот если предприниматель считает, что его законные интересы и права нарушены, он имеет полное право подать в суд. Позиция администрации  здесь выверена, что называется, «до миллиметра», подтверждением чему служат выигрышные дела в рамках судебных процессов.

- Сергей Воронов спрашивает: как вы сами оцениваете эффективность своей работы? По количеству демонтированных НТО? Вы чувствуете себя «чистильщиком» города от всяких «курятников»? Но ведь супермаркеты и торговые центры не менее уродливы, чем киоски. В Европе они находятся за чертой города. А у нас созданы неравные условия для бизнеса. И приводит пример: если у владельца НТО обнаруживается несоответствие ассортимента – сразу принимается решение о демонтаже. А давайте, предлагает он, попросим владельцев супермаркетов вести бизнес без права аренды, как мэрия поступила с малыми предпринимателями, запретив им аренду даже части помещения их торговых точек под угрозой демонтажа.

- Приведенные упреки необъективны. Если мы находим нарушения в ассортименте, мы никогда не отправляем на демонтаж сразу. Сначала выдаем предписание, если оно не выполняется – следует штраф, если таких штрафов наберется несколько, то только после этого запускается процедура расторжения договора, после чего предпринимателю дается 30 дней на добровольный демонтаж.

Вторая часть вопроса – кем я себя чувствую? В первую очередь, должностным лицом, которое выполняет задачу по приведению внешнего облика города к единой архитектурной концепции. Здесь удобнее говорить с цифрами в руках. Смотрите: я занимаюсь вопросом незаконно размещенных НТО едва ли три месяца. За это время снесено порядка 110 киосков. Для сравнения: в прошлом году все шесть районных управ Воронежа снесли 180 киосков. С этой точки зрения я своей деятельностью удовлетворен. С точки зрения скорости работы моих подчиненных – наверное, не до конца удовлетворен. Можно работать быстрее и лучше. Хотя я и знаю, что они очень сильно загружены. Поэтому у меня двоякое ощущение: я доволен тем фактом, что у меня в этой теме завязано всего шесть человек, и они уже сделали больше половины объема прошлого года, когда этой темой занимались примерно 35 человек, но хотелось бы все-таки сделать все побыстрей.

- А что скажете по поводу супермаркетов?

- Здесь ведь разные правовые взаимоотношения. У супермаркетов, как правило, есть земля в пользовании. А под НТО земля не предоставляется, дается только право размещения. Поэтому сравнения здесь не уместны.

- Читатели спрашивают, какие льготы, в том числе муниципальные, предусмотрены для начинающих предпринимателей?

- Существуют льготы различных уровней. На уровне области существует фонд развития малого предпринимательства, в котором распределяются гранты, множество других преференций как то – субсидирование процентных ставок по договорам лизинга, бизнес-инкубаторы и прочее. У нас имеется фонд муниципального имущества, который мы, путем проведения определенных процедур, можем передать предпринимателям в аренду на «прозрачных» условиях. Вообще, миссия администрации города, как я ее себе вижу, следующая  – мы должны работать с каждым предпринимателем, общаясь с ним через сформированное и представительное бизнес-сообщество. Вот в чем самая главная поддержка с нашей стороны: мы должны рассказать – как правильно, когда правильно, почему правильно.

Возьмем тот же демонтаж НТО. Я же тоже зачастую лично выезжаю на демонтаж. Начинаю рассказывать людям про 158 законных мест для НТО, которые есть в наличии у города, и часто встречаю реакцию: «а мы и не знали». Мы рассказываем, как можно претендовать на эти места, и вот уже есть десяток, как минимум, предпринимателей, которые таким образом легализовались. Да, они потеряли свой незаконный объект. Но потом пришли на аукцион и выиграли право на законную торговлю.

- Как бы в развитие этой темы такой вопрос от читателей: каковы перспективы малого бизнеса, занимающегося в Воронеже торговлей? И каковы ваши рекомендации по перепрофилированию этих предприятий в связи с безрадостной экономической ситуацией?

- Рекомендаций давать не буду, потому что коммерческая деятельность – дело сугубо индивидуальное и связанное с риском. Но мои субъективные ощущения – не как должностного лица – сельское хозяйство очень активно развивается, пищевая промышленность на подъеме. И я считаю, что даже для импортозамещения в формате малого бизнеса можно найти какую-то нишу. Я же сам являюсь покупателем продуктов в этих НТО. И мне очень приятно видеть, как там торгуют не турецкими помидорами.

А что касается перспектив – самые радужные. Люди всегда все покупали и, соответственно, всегда все продавали. Надо только все делать законно.

- К концу года какие задачи вы себе ставите?

- Я все-таки закончу то, о чем заявлял, - снесу 550 незаконных киосков и постараюсь, чтобы эта деятельность велась только в правовых рамках. Я ведь общаюсь с законными предпринимателями. Они часто жалуются: у нас легальные киоски, мы платим аренду, налоги, белую зарплату продавцам, мы сертифицируем нашу продукцию. А рядом с нами ночью появился непонятного вида киоск, установленный  на кирпичах, никому ничего не платит, непонятны санитарные условия. И спрашивают: «может, нам тоже уйти в «тень»?» Это, кстати, к вопросу о том, нужны ли городу 70 млн.

- Вопрос от редакции: занимаясь демонтажем, вы лучше или хуже стали думать о работниках администрации?

- Коррупции я еще не встречал, к счастью. В большинстве своем в администрации работают прекрасные люди. Но, к сожалению, иногда на местах встречаются злоупотребления административными процедурами. Больше всего меня раздражает отсутствие нестандартного подхода к решению проблемы. Ведь всегда можно в рамках закона найти правильный путь и пойти навстречу предпринимателю, не создавая дополнительных сложностей или добиваясь преференций. Удручает, что некоторые чиновники и предприниматели не хотят думать.

- Вас не тяготит, что вы до сих пор находитесь в ранге исполняющего обязанности? У вас какая-то договоренность с мэром на этот предмет есть?

- У меня есть единственная договоренность с мэром о том, что я буду работать честно, конструктивно и не покладая рук. Он – мой начальник, я ему подчиняюсь и принимаю любое его решение. Я работаю, а в каком ранге – мне без разницы. Знаете, ведь лучше быть, чем казаться, не правда ли?

Беседовал: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Не сталкивался с этим парнем. Вроде бы говорит понятно. Да и его молодость говорит, что он еще не должен покрыться крокодиловой кожей и лить крокодиловы слезы. А как на самом деле - не знаю. Единственное насторожило, когда он говорит о мэре - "Он – мой начальник, я ему подчиняюсь и принимаю любое его решение". Сказано четко, как в армии. Но такие же законы и в мафии. Но, - гражданка это не армия и не мафия. Короче, немножко лопухнулся. Он должен работать для жителей города Воронежа, и ни для кого больше. Спишем на его молодость. Хотя, заявление далеко идущее. Смотришь и в подручные губера подойдет. Рвение есть, а ум и совесть - не обязательны. Сделает так, как скажут. Кстати, такие и нужны нынешним. Молодец парень. А что дальше будет - посмотрим.