Воронеж имеет шанс стать российским Большим Парижем

Воронеж имеет шанс стать российским Большим Парижем

Воронежский ученый прокомментировал инициативу ульяновских властей по муниципальной конгломерации


 

Сэкономить  до  полумиллиарда рублей  на управленческих расходах намерены власти Ульяновской области, затеявшие пилотный проект  по реформированию системы управления. Идею  такого проекта,  как сообщает «Коммерсант», только что одобрил президент Владимир Путин.  Теперь губернатору Ульяновской области Сергею Морозову предстоит разработать совместно с Агентством стратегических инициатив «программу  агломерации», позволяющую сократить   лишних чиновников.

Путин дает "добро"

«Добро» от Путина стало главным новостным поводом, который позволил растиражировать слова  ульяновских чиновников во многих  инорегиональных газетах. Ведь если удастся  эксперимент на родине В.И. Ленина, то  через несколько лет он может стать «обязаловкой» для всех.

Но, возможно, советники президента просто «повелись»  на цифры, которые озвучил Морозов? Анонсируя  свой проект,  инициатор фактически  утверждает, что  у субъектов еще бездна внутренних возможностей для сокращения расходов – за счет роста эффективности системы управления. "Например, мы в Ульяновской области более двух с лишним миллиардов рублей расходов несем на содержание чиновников регионального уровня,— сообщил губернатор.— Мы имеем все потенциальные возможности сэкономить около 500 миллионов рублей, которые могли бы направить на развитие региона.

Нормально. Если каждый регион на своих чиновниках сэкономит по 25% , это будет… короче, будут бешеные деньги, как говорил Аркадий Райкин. Значит, региональная власть  способна найти  золотую жилу в самой себе! Конечно, в условиях  финансовой неустойчивости регионов такие инициативы  стоит поддержать – и вот уже  узкорегиональная   идея  берет на себя название  "Национальная управленческая инициатива".

Но сходу  настораживает один нюанс. Губернатор Морозов говорит о сокращении   расходов на региональных  чиновников, а его программа подразумевает старую добрую идею объединения муниципальных образований.

Новая структура  объединит два крупных города — Ульяновск и Димитровград — и прилегающие территории, чтобы они развивались как единая территория. По словам губернатора, мир давно использует такой подход, как агломерация, когда,  без ломки системы местного самоуправления создается единая управленческая команда на несколько муниципальных образований -  в результате проводится согласованная финансовая, экономическая, транспортная политика.

Без ломки системы: значит, старые администрации ликвидировать не планируется, а новая структура создается. Возможна ли тут экономия?

Даешь «День зачатия»!

- Если и возможна, то она составит никак не более 10-15%, - с уверенностью комментирует заместитель директора Воронежского филиала Российской академии народного хозяйства при президенте РФ профессор Александр Соломахин. – Как ни объединяй муниципалитеты,  жители остаются на местах, и они должны получать муниципальные услуги в полном объеме. В Воронеже в 2012 году при оптимизации мэрии с большим трудом удалось сократить аппарат- и его расходы на те же 15%. И что?  Сейчас  аппарат полностью восстановился в своих параметрах. Максимум, кого сокращают при объединении муниципалитетов – заместителей префектов да технический персонал. И то не всех.   Это что касается муниципальных чиновников. А региональных уже сокращают: есть план - 10%, и  он выполняется согласно графику. Более того,  после первого этапа, когда ушли самые опытные чиновники-пенсионеры, на региональном уровне возник дефицит кадров.

Эксперт предположил, что в случае с Ульяновском  главная цель гораздо проще: тамошним  властям очень хочется повысить статус  областного центра до  города-миллионника и получить соответствующие субсидии, льготы и места в рейтингах. И мы, воронежцы, их прекрасно понимаем, памятуя, как остро это желание проявлялось у наших мэров и губернаторов, как мы сами недавно алчно присоединяли к городу пригородные поселки, чтобы дорасти до заветной планки.

А  в Ульяновске, помнится, даже появилась инициатива: провозгласить местный «День лучшего зачатия» - ради повышения рождаемости.

Воронеж Каширой прирастать будет

-Так что, идея конгломерации неактуальна? - с некоторым разочарованием интересуемся мы у Александра Соломахина

-Трудно сказать, как для Ульяновска, а для Воронежа очень даже актуальна! Большой Воронеж – по аналогии с Большим Парижем  не только возможен, но и необходим. И этой темой заниматься надо уже сейчас.   Стихийная интеграция  поселений  ближних районов в черту города идет. но в этой стихийности кроется немало проблем: там вопросы строительства решаются часто полулегально – вплоть до прямых захватов земли и водозахватов, нет единой стратегии инфраструктурного развития, нет видения дальних перспектив.  Между тем  логика  городских проблем подсказывает,  куда двигаться: самое перспективное направление дальнейшего развития – каширское. Но все это требуется  просчитать, внести в генплан,  создать координирующий центр. Такая работа займет не менее двух лет.  В любом случае она будет преследовать не экономию средств на чиновниках (это может быть побочным эффектом), а  создание комфортной инфраструктуры  «зеленых поселений» и разгрузку проблем исторического центра.

Полет над Парижем

Если  посмотреть на карту пригородов Воронежа и Ульяновска, то даже неспециалисту ясно: Воронеж гораздо более готов к созданию конгломерации. Там – разделенные десятками километров два города, между которыми почти нет поселений. У нас – логически уплотняющейся пояс пригородных поселений. Да и по конфигурации  виртуальные контуры «Большого Воронежа» гораздо больше напоминают «Большой Париж».   Нам уже не нужно гнаться за статусом миллионника – только за благами для своих граждан.  Вывод: если  и делать  «конгломерационный» эксперимент  национального масштаба, то делать в Воронеже.

Кстати

Большой Париж — название инициативы, выдвинутой в 2007 году президентом Франции Николя Саркози в качестве «нового комплексного плана развития столичного региона Парижа». Замысел предполагал развитие ближайших к Парижу регионов, включая развитие транспортной сети…Реализация плана транспортной схемы будет осуществляться в течение десяти лет, стоимость реализации оценивается в 35 млрд евро, (Википедия).

Вот тут  коренное отличие  французского проекта от «конгломерации по-российски». Там планируются огромные инвестиции, а мы сразу же рассчитываем  на огромную экономию.

Автор: Александр Саубанов

15:58 15.01.2016

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Опять Париж... Вообще-то есть более близкий пример - это развитие новой Москвы. А то про Париж уже смешно читать. То его где-то на своем округе Ходырев находил, то Шипулин погорел на парижской командировке.