В Воронеже предложили путь спасения страны

В Воронеже предложили путь спасения страны

Почему без гуманитарной науки не может быть нормального государства и нормального бизнеса


 

Очередное заседание Ассоциации вузов Черноземья, прошедшее 16 марта в стенах Воронежского госуниверситета, было посвящено роли вузов в культуре регионов. По сути, тема звучит тавтологично: любой вуз – сам по себе источник и явление культуры (в одном только ВГУ 11 музеев, не каждый город таким может похвалиться), тут уж повышай - не повышай, а от судьбы не уйдешь.

Многие ректоры с этим посылом соглашались, и, казалось, встреча уважаемых ученых людей сведется к перечислению разного рода культурных мероприятий или, что хлеще, обсуждению вопросов патриотического воспитания молодежи.

Но ректор Курского государственного университета, профессор Вячеслав Гвоздев задал этой встрече высокий тон и глубокий смысл.

 

В понятие «культура» каждый вкладывает свой смысл, сказал Гвоздев, а в восприятии бытовом, культура – прежде всего искусство. Что не совсем верно.

- Изменившаяся эпоха бросает нам новые вызовы, - пояснил он. – И чтобы принять эти вызовы нам, в первую очередь, требуются гуманитарные знания.

А отечественная гуманитарная наука сегодня пребывает не в лучшем состоянии. Даже не наука как таковая, а отношение к ней. По словам профессора Гвоздева, сейчас у нас в цене все то, что может принести быструю материальную отдачу, а к гуманитарному сектору знаний сложилось отношение как к чему-то не совсем обязательному.

Вячеслав Гвоздев перечислил базовые дисциплины, которые нуждаются в общественной и государственной поддержке: филология, литература, история, философия, педагогика и психология.

- Мы с вами знаем, - обратился ректор Курского госуниверситета к своим коллегам, - что воспитать можно любого человека. Технически, вы уж извините за цинизм, можно воспитать личность любого типа. Вопрос только в цене, которую государство и общество готовы за это заплатить.

Так вот, чтобы воспитать человека достойного, и требуются люди, облагороженные гуманитарным знанием.

- Здесь, - говорит профессор Гвоздев, - неизбежен, конечно, разговор о состоянии школьного образования. Но ведь мы же с вами формируем педагогический состав в школах. Стало быть, мы оказываем прямое влияние на всех граждан страны, ведь в школе учатся все.

Признавшись, что ему не по душе коммерческий подход ко всем поголовно отраслям человеческой деятельности, ректор КГУ, тем не менее, привел пример того, что гуманитарная культура может быть финансово привлекательной:

- Родина Деда Мороза в Великом Устюге. Городок в 500 км от Вологды, которая тоже не сказать, чтобы была в центре России. И туда едут люди со всей страны. Великий Устюг – маленький, лишенный промышленности райцентр, живет за счет этого проекта.

И ведь в каждом регионе есть свой Великий Устюг, сказал Гвоздев, только потенциал это не используется. И привел пример:

- У нас в славном городе Курске краеведы уже много лет спорят, в каком именно из двух домов в свое время жил Казимир Малевич. Хотя это никакого значения не имеет. Можно построить дом, повесить табличку: «Здесь жил Малевич» и привлекать туристов.

Примеры эти профессор Гвоздев приводил для той части публики, которая все-таки склоняется к мысли, что имеет ценность только та область знаний, которая дает быструю материальную выгоду. Чтобы привлечь ее на свою сторону. Потому что вопрос воспитания человека – совсем не праздный.

Ректор Курского госуниверситета призвал коллег по Ассоциации начать обсуждение проблемы гуманитарного знания в современной России и обязательно вынести эту дискуссию за пределы академического сообщества:

- Наша задача убедить государство и общество, что гуманитарии не дармоеды, а те, кто могут внести решающий вклад в будущее развитие страны.

В решение заседания Ассоциации этот пункт включили беспрекословно. Предполагается начать обсуждение в черноземных вузах, а потом выйти на уровень страны и задать тон общероссийскому разговору на эту тему.

Другое дело – а с кем говорить-то об этих проблемах? Кто они – другая сторона диалога?

На днях некоторые представители Русской православной церкви выступили с инициативой изъять из школьной программы рассказы Чехова и Бунина, как оказывающие тлетворное влияние на детские умы. Много шума наделала прошлогодняя инициатива отдельных депутатов нашей доблестной Государственной думы по удалению из школьной программы произведений Льва Толстого и Достоевского на том основании, что мысли этих авторов детям недоступны.

Ну, так эти мысли и далеко не всем взрослым доступны. Но изъять таких людей из общественной жизни невозможно. Да и некультурно будет их изымать.

Чтобы посыл профессора Вячеслава Гвоздева стал совсем уж понятен и не казался рассуждением на отвлеченную тему, стоит напомнить простую истину: культура – суть цивилизация. Во всех смыслах этого многогранного слова.

В обществе, где доминирует гуманитарная культура, тот же бизнес органичен лишь законом и правилами приличия. А в обществе, где культура отсутствует, любой пожарный, полицейский или чиновник может отнять у предпринимателя все, что захочет отнять.

Потому что там, где нет культуры, - царит произвол.

Автор: Герман Полтаев

 

 

18:28 16.03.2016

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Столпы европейской культуры: Италия, Франция, Германия, за которыми угадываются величайшие образцы искусства, философии, в разные годы, сообща и порознь пытались научить высокому тупую Россию. В основном с помощью разрушительных и кровавых набегов. Не помогла им культура. Пафос Ваш, Герман Полтаев, объясним, но малоубедителен.

Читайте так же