Инклюзивное образование укореняется в воронежских школах

Инклюзивное образование укореняется в воронежских школах

Глава регионального департамента Олег Мосолов рассказал о федеральных программах, качестве обучения и грядущих изменениях


 

С приходом Ольги Васильевой на должность министра образования РФ в отрасли прогнозируют ряд изменений. Некоторые инициативы нового главы Минобрнауки уже реализуются, а часть идей пока находятся на стадии проекта. О том, как трансформируется система в Воронежской области интернет-газете «Время Воронежа» рассказал глава регионального департамента образования, науки и молодёжной политики Олег Мосолов.

- Как в Воронежской области осуществляется внедрение инклюзивного образования?

- В регионе инклюзивные образование рассматривается как вариант организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов наряду с другими. В 2016-2017 учебном году в школах региона обучалось 1753 ребёнка с ОВЗ и 1 095 инвалидов. 552 и 637 соответственно получали образование на дому, 181 из которых с применением дистанционных технологий.

В целом в 2017 году в Воронежской области проживает более 6 тысяч детей-инвалидов и более 3,7 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация федерального государственного образовательного стандарта в начальных школах для учеников с ОВЗ и для детей с умственной отсталостью началась в сентябре 2016 года.

В настоящее время увеличивается количество общеобразовательных учреждений, которые включаются в инклюзивный процесс. В 2016-2017 учебном году 154 школы приняли на инклюзивное образование 256 первоклассников с ОВЗ. По предварительным данным, в сентябре 65 школ примут более ста детей.

Мы продолжает расширять опыт функционирования «ресурсных классов» для детей с расстройствами аутистического спектра. В сентябре планируем открыть четыре таких класса (класс, в котором вместе со здоровыми детьми занимаются дети с РАС – ред.).

К слову,  воронежская общеобразовательная школа №92 стала победителем всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа Россия».

Кроме того, развивается система ранней помощи. На бае 29 школ функционируют лекотеки – службы, обеспечивающие комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей  дошкольного возраста с ОВЗ, в том числе детей с РАС. Лекотеки посещают около 300 человек. Также создан «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

- Какие существуют программы поддержки отличившихся школьников, юных дарований: победителей олимпиад, творческих и спортивных конкурсов?

- Ежегодно Министерство определяет 5350 юных талантов во всех регионах России. Победители российских олимпиад и призеры международных получают премии по 60 тыс. рублей. 4100 человек – победители региональных и призеры российских олимпиад – по 30 тыс. рулей.

2016 году три воронежских школьника стали победителями олимпиады  «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». Соответственно они получили по 60 тысяч. Ещё 12 местных школьников – по 30 тыс. Они стали призёрами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.

Кроме того, ежегодно талантливым детям присуждается 50 региональных премий по 20 тысяч рублей. Лучших выбирают в пяти номинациях: социально-значимая и общественная деятельность, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская деятельность, профессиональное мастерство, художественное творчество, любительский спорт.

С 2014 года ведётся работа с одарёнными детьми на базе пансионата с лечением «Репное». Программа рассчитана на круглогодичные профильные смены для одарённых детей 12-17 лет.

Современная материально-техническая база и инфраструктура учреждения позволяют проводить оздоровительные мероприятия, а также предоставлять качественные образовательные услуги при помощи дистанционного обучения по профильным курсам.  Занятия проводятся в формате мастер-классов, творческих лабораторий, исследовательских институтов. С детьми работают преподаватели воронежских вузов и института развития образования, а также педагоги учреждений дополнительного образования и учителя школ, которые имеют опыт подготовки к олимпиадам различного уровня.

Всего с 2014 года в пансионате провели 59 профильных смен: естественнонаучного и гуманитарного цикла школьных предметов, а также театральная, художественная, АРТ-смена, смены «Лидер», «Золотое сечение», смены для юных техников, натуралистов, краеведов. В общей сложности обучение прошли 4043 человека.

К тому же средства на поддержку одарённых детей собирают на Рождественском благотворительном вечере. С 2010 года собрали более 200 млн рублей.

- В целом, по вашим оценкам, на каком уровне находится качество образования в области?

- Инструментом для определения являются единый государственный экзамен, всероссийские проверочные работы и рейтингование.

В 2017 году в Воронежской области по ЕГЭ по русскому языку минимальный порог переступили все одиннадцатиклассники 94,7 процента школ.  По математике (базовый уровень) выпускники 84,3 процента школ получили положительные результаты.

Также в Воронежской области ежегодно оценивается общая эффективность каждой школы. В критериях этой оценки есть результаты независимых процедур, материально-техническая оснащенность школ, создание кадровых условий и так далее. Проверка в 2016 году показала, что в 33,7 процентах организаций эффективность выше 50 процентов от максимально возможного.

Проблемы, несомненно, есть. Это низкие  результаты государственной итоговой аттестации в определенном сегменте школ. Решение задачи возможно через повышение профессионального уровня учителей и изменение школьного уклада.

Новый школьный уклад предусматривает  изменение содержания образования, организации образовательного процесса, внедрение  новых педагогических технологий.

Что касается учителей, то это реализация новых подходов к повышению квалификации, обеспечение трансляции инновационного опыта, выстраивание системы профессиональных конкурсов.

- Как вы оцениваете инициативу Минобрнауки о переводе школ в непосредственное подчинение региону? Рассматривается ли перевод Воронежской области на такую схему?

- В настоящее время Минобрнауки России организована работа по реализации такого проекта.  Планируется оптимизация институтов управления образования, определение финансово-экономических механизмов в системе общего образования, развитие кадрового потенциала.

По такой схеме уже несколько лет работают Москва и Самарская область. В результате этой работы качество образование там улучшилось.

В настоящее время Минобрнауки России рассматривается вопрос о реализации пилотной части проекта на территории некоторых субъектов Российской Федерации.

- На каком этапе сейчас находится создание в Воронеже технопарка «Кванториум» ?

- Подготовка помещений детского технопарка «Кванториум» вышла на финишную отделку, ведутся завершающие малярные и монтажные работы, а также работа по благоустройству прилегающей территории.

Проводятся процедуры по закупке оборудования для специализированных квантов: аэро; гео; робо; энерджи; AR/VR; Hi-Techцентр.

Набрана команда педагогов, лаборантов, методистов – всего  18 человек. Все прошли обучение по специальной программе.

Сейчас разрабатываются образовательные программы, по которым будут учиться воспитанники детского технопарка.

Автор: Александра Дроздова

14:46 15.08.2017

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
По первой части данной статьи. Новенькое словечко "инклюзивное образование" - в реальности означает, что в учебную среду вводится человечек-ребенок, который не в состоянии усвоить учебную программу. Учитель вынужден будет больше времени уделять этому ребенку. Уровень знаний других детей - упадет Зато бюджет на содержание детей с ограниченными возможностями. сократится. ПОВЕЗЕТ БЮДЖЕТУ - а детям НЕ ПОВЕЗЕТ. А самая важная - настоящая причина в другом!!! В России осуществляется "тихой сапой " мечта последнего царя Николая Второго - давать образование отдельно детям элиты - качественное. И образование остальным - детям работяг - мало- мало, чтобы не создавать конкуренцию детям ЭЛИТЫ. Царь - проводя эту образовательную политику - проиграл РУССКО-ЯПОНСКУЮ войну. Но НОВАЯ ЭЛИТА России - не знает этого. Посмотрите на методички детских садов - месяц изучения лошади. месяц изучения чего-то другого. Почти точное повторение системы образования придуманной во Франции для разделения детей и общества на КЛАССЫ. Класс - богатых и класс - нищих