Причиной аварии космического грузовика могли стать неполадки в воронежском двигателе

Причиной аварии космического грузовика могли стать неполадки в воронежском двигателе

«Прогресс МС-04»  не довез  новогодние подарки на МКС


 

Первый день зимы для космической отрасли начался с  неприятностей.  Топ-менеджера «Роскосмоса» Владимира Евдокимова обвинили в мошенничестве, а  космический грузовик «Прогресс МС-04»  потерпел катастрофу и упали на территорию Тувы. Новогодние подарки, предназначавшиеся для экипажа МКС, сгорели в верхних слоях атмосферы.  

И если сюжет с Евдокимовым далек от Воронежа, то авария над Тувой может нас непосредственно и неприятно задеть. К аварии космического сухогруза могли привести технические неполадки - и в первую очередь эксперты назвали укринскую систему управления и  двигатель РД-0110, произведенный в воронежском  мехзаводе.

К сожалению, ситуация слишком напоминает ту, что случилась в 2011 году с ракетой «Союз У». Нарушение работы двигателя РД-0110 привело к его аварийному выключению на 342 секунде (сейчас телеметрия пропала на 383-й секунде). В результате третья ступень с кораблем "Прогресс М-12М" не вышла на орбиту и по баллистической траектории вошла в атмосферу, где разрушилась. Несгоревшие элементы конструкции третьей ступени и корабля упали на Алтай (тоже рядом, однако).  Очень быстро была объявлена причина нештатной работы двигателя РД-0110: нарушение условий функционирования газогенератора.

При  расследовании на производстве выяснилось:  молодой сборщик плохо привинтил  гайку.

Неприятной была и утрата  корабля Schiaparelli, который недавно  разбился о поверхность Марса. Но там воронежские двигатели выполнили свою миссию, двинув корабль на миллионы километров в космос. А здесь – не дотянули и до орбиты.

Автор: Лев Рыбкин

21:13 01.12.2016

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Я удивляюсь нашим экспертам. Корабль грохнулся - оказывается, слесарь не дотянул гайку. Звезда в прострации. Вернее, в восторге. В пору моей работы, в качестве сборщика узлов двигателей на мех.заводе - надо мной стояли контролер, мастер, военпред. Предо мной лежала азбука по сборке, инструмент в кладовке выдавали в соответствии с заданием. И не дай бог я не дотяну затяжку гайки да силы описанной в азбуке. Единственное - в узел могла попасть волосинка или пылинка (это трудно заметить). Но все было стерильно, белые халаты, колпаки, - ответственность за свою работу. А такого, чтобы кто-то не выполнил написанное черным по белому - такого не было. Люди подбирались очень тщательно. Конечно, я верю нашим экспертам. Но глубоко сомневаюсь. Скорее, дело не в сборке. А по моему, упал корабль, - это ошибка отрасли. И нет необходимости озвучивать причину его падения на всю страну. Это только нагнетание страстей. Но, сборка, - мало вероятно является причиной случившегося. Или - набрали слесарей по объявлению. А тогда - все возможно.
И еще. По прошествии многих лет, я помню маркировку узлов, которые я собирал. Я даже во сне, могу собрать мой основной узел. Я помню лица моих наставников. Я - был роботом, в лучшем понимании этого слова. И весь цех - были таковыми. Других - там не было. Умы были в КБХА. Мы были роботами, без права на ошибку. Каждая, отстегнутая ступень полета корабля с нашим двигателем, или узлами - это наши премии и медали у руководства. Труд оплачивался достойно. Слабых звеньев не было. Вот такие пироги.