Воронежцы выбирали мэра в последний раз?

Воронежцы выбирали мэра в последний раз?
Интернет-газета «Время Воронежа» выяснила, к чему могут привести поправки в законе о местном самоуправлении, и почему федеральной власти выгодны сити-менеджеры

Мэров будут назначать депутаты городских парламентов

ГосДума рассматривает законопроект, который отменяет прямые выборы мэров в крупных городах России. Изменения затронут 67 муниципальных образований, 56 из которых – областные центры, в том числе и Воронеж. В остальных городах по-прежнему останется система прямых выборов.

Поправки в законе предполагают, что мэров будут назначать из числа депутатов городских парламентов. Практически они станут председателями законодательного органа власти, притом, что сохранится и должность сити-менеджера. Парламент же сформируют из районных представителей органов власти.

Характерно, что с таким предложением выступили депутаты от «Единой России» и ЛДПР. Они пояснили, что в крупных городах власть отделена от населения, поэтому она неэффективна и коррумпирована.

Интернет-газета «Время Воронежа» решила выяснить, как изменения отразятся на Воронеже и на стране в целом. За комментарием мы обратились к известным политологам профессору, доктору политических наук Владимиру Слатинову и члену Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Дмитрию Орешкину.

Дмитрий Орешкин: «Федеральная власть заинтересована в том, чтобы большую часть налогов из города изъять»

По словам Дмитрия Борисовича, логика депутатов проста – при управленцах-ставленниках с городов можно получить больше финансов в федеральную казну. Основной экономический продукт производят города. Там сосредоточена промышленность, сфера услуг. Город всегда в расчёте на душу населения производит больше ВВП, чем вся территория в целом. Там сконцентрировано  большое количество квалифицированной рабочей силы и так далее.

- Городские элиты и население естественно заинтересованы в том, чтобы часть регионального продукта, которую муниципалитет производит, в значительной степени оставалась в городе: на строительство дорог, поликлиник, вузов и так далее, - рассказал Дмитрий Орешкин. - Федеральная власть заинтересована в том, чтобы большую часть налогов из города изъять в казну и потратить на какие-то государственные проекты, например, на войну в Крыму. Поэтому есть объективная основа для конфликта интересов. Региональные элиты хотят отстаивать свои цели, выбирая своих представителей в мэры.  Федеральным властям это не нравится, потому что любой независимый от неё избранный населением под контролем электоральной, региональной, административной элиты всегда вступает в противоречия, объективно обусловленные федеральным центром. Отсюда вполне логичная идея местное самоуправление «покоцать», вопреки статье 12 конституции РФ, в которой сказано, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Поэтому они и придумали, что теперь члены парламента назначают мэра.

Владимир Слатинов: «Сити-менеджеры удобны для власти - ими можно управлять, в отличие от избранных мэров»

По мнению Владимира Слатинова, вертикальная система власти, которая сформировалась в стране, постепенно пожирает все уровни публичного управления. Естественно, что сейчас она добралась до местного самоуправления. Организация выборов в крупных городах в политическом смысле представляет для федеральной власти крупную проблему, даже не смотря на то, что нашлись пути её решения. Показательным примером, по мнению Владимира Борисовича, является назначение Александра Гусева на пост мэра Воронежа.

- То есть искусственно понижается явка избирателей, раскалывается протестный электорат между разными оппозиционерами и мобилизуется провластный, - рассказал Интернет-газете «Время Воронежа» Владимир Слатинов. – При этом возникает проблема легитимности, усиливается недоверие народа к власти.

Как отметил политолог, система сити-менеджеров уже давно действует во многих крупных городах России. В Черноземье выбранные мэры остались только в Воронеж и Липецке. Сити-менеджеры удобны для власти - ими можно управлять, в отличие от избранных мэров.

- Принять решение о тотальном введении института сити-менеджеров проще всего. Во-первых, это решает проблему выборов,  во-вторых, окончательно встраивает т уровень местного самоуправления в вертикаль, - продолжил профессор. – Как правило, сити-менеджер – это человек губернатора. Именно главе региона довольно легко воздействовать на процесс отбора кандидатов. Кроме того, в крупных мегаполисах депутатский корпус  и сейчас находится под контролем, а в новом законопроекте он будет комплектоваться на основе принципа делегирования депутатов из районов. Мы прекрасно понимаем, что этот процесс будет контролироваться областными властями. Таким образом, мы получаем сити-менеджера, который будет наниматься управляемыми депутатами.

Владимир Борисович также подчеркнул, что поправки в закон о местном самоуправлении дадут возможность депутатам без лишних проблем разорвать контракт с неугодным сити-менеджером. Фактически это просто наёмный управляющий, которого легко отстранить.

Не пропустите самые горячие новости Воронежа и области, подписывайтесь на наши обновления в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter

Автор: 
Евгения Полухина
13:00 14.03.2014

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.