На воронежских праймериз был продемонстрирован избирательный подход к СМИ

На воронежских праймериз был продемонстрирован избирательный подход к СМИ

На одном участке фотографировать было нельзя, на другом - нечего, третьего - не дано


 

В тихом течении предварительного голосования случился казус. На счетный участок в 39-й школе пришел дедушка и долго возмущался, что  среди кандидатов нет ни одного коммуниста. Девчата еле втолковали, что это выборы чисто внутрипартийные.

Чисто?

Скользкий путь провокатора

На  участки  предварительного голосования я выехал, рискуя провалить редакционное задание. Мы не успели  аккредитовать свое СМИ. В этом виноват лично я  и больше никто.  Но у меня есть смягчающее обстоятельство. Положение о том, что СМИ нужно зарегистрировать за два дня до голосования, появилось всего лишь  за три дня до самого голосования.

Почему-то единороссы озаботились  срочно подстроиться под свежие поправки в выборное законодательство РФ,  хотя речь-то идет не о выборах с их государственным статусом,  а всего-навсего  об общественном мероприятии – о  замере народных  симпатий. Типа соцопроса, только очень-очень открытого и демократичного.

Меня волновало, как  поведут  себя руководители комиссий? Выгонят с общественного мероприятия?  А на каком правовом основании? Приветят? Значит, нарушат инструкции?

Получалось, что положение, придуманное ради предотвращения провокаций (так мне объяснили в пресс-службе), в моем случае  само толкало  человека на провокации. 

Вопрос без вопросительного знака

На участке  в 95-й школе (№ 36.890.16) мне понравилось: избиратели  шли один за другим. В  светлом,  просторном зале они изучали  портреты кандидатов в кандидаты. Члены комиссии  делали все, чтобы  народ не задерживать.

- А можно мне  как журналисту сделать пару снимков?

- Ну, если общим планом то можно,  - и  председатель  Наталья Голубых начала  искать список аккредитованных СМИ.

- Да ладно, не ищите. Нет нас там.

- Тогда нельзя. 

- А пару  вопросов задать  можно?

- Нельзя.

- А вы без вопросов скажите, сколько человек проголосовало.

- На 10 часов - 176.

- Неплохо!

- Так ведь шесть участков  мы объединили. Нет, с утра шли неважно, а сейчас  веселее.

-  Первые, как всегда,  пенсионеры?

- Да нет, средний возраст от 30 до 40. У нас район такой.

Провокация удалась: поговорили очень мило. 

В ожидании «второй волны»

Картина   во многом повторилась  на моем родном участке в 39-й школе. Правда, там я поначалу попал в ловушку,  которой не избежали многие выборщики:  приехал по  прошлому опыту во Дворец машиностроителей – и  наткнулся на  тусовку нумизматов,  крайне далеких от политики. Позвонил на горячую линию единороссам.

- Это вы правильно сделали, что к нам обратились, - сказал вежливый молодой человек. – С сайтом  были проблемы – видимо, от большого количества запросов  к списку участков. Но теперь все наладилось.

Вот как. Я на сайт вообще-то не заходил, и о его проблемах узнал только что. Но понял, что  путаница с участками была не у одного меня. У четырех из пяти   избирателей появился новый адрес голосования – но их об этом толком не предупредили.

Слегка раздраженный, я  на участке набрался  дерзости спросить: на основании какого документа мне запрещают работать? И хозяйка участка  Людмила Нечаева показала  листок с фамилиями наблюдателей и списком СМИ – по этому списку ей каким-то образом о чем-то предстояло отчитываться.  О чем? Ни наблюдателей, ни журналистов здесь не было и в помине. Честно сказать, и избирателей не наблюдалось.

-После обеда будет вторая волна, -  уверенно высказалась хозяйка. - На выборах в прошлом году такая же была картина. С утра уже 341  человек проголосовал. 

Пообщались. Но фотографировать мне пришлось  собственный бюллетень. Я накрепко зашторился в кабинке, но фотоаппарат  в тихом пустом помещении оглушительно - предательски щелкнул.

Ну вот, подумают, провокатор какой,  подумал я с неприятным чувством.

Честное слово родителя

А вот в 29-й школе, куда меня  тоже направили  ребята  с «горячей линии»,  ворота во двор были заперты, но на школьной двери висели знакомые опознавательные знаки избирательного участка.  Пришлось найти лазейку  в заборе, чтобы добраться до двери и  убедиться:  это не вывеска, а объявление, перенаправляющее избирателей на голосование по другому адресу.  Возможно, я неправильно понял  консультанта.

Вслед за мной во двор проникла еще одна незадачливая избирательница. В отличие от меня она решила  продолжить  тернистый путь к избирательной урне.

- Да куда же вы по дождю, оно вам надо? - спросил я вкрадчивым голосом уже опытного  провокатора.

- Я  обещала, - твердо сказала женщина и ушла в дождь.

Похоже, у кого-то из кандидатов есть  просто героические  сторонники!

Приведу еще несколько реплик избирателей.

«В четверг у нас было родительское собрание.  Убедительно просили прийти  проголосовать»

«Мы пришли голосовать за своего кандидата, но не нашли его в списках. Другой округ, оказывается. Ну, развернулись и ушли».

И самое распространенное. «Нет, мы никого не знаем. Сейчас будем смотреть, кто  тут посимпатичнее».  

То есть, можно говорить, о том, что стимуляция явки на «моих» участках была, но за определенных кандидатов никого голосовать не понуждали.

И еще. Ни одного наблюдателя на участках не было. Их и не ждали. Более того, очень удивились бы их приходу.

Партийно-государственное общенародное голосование

Вывод: эксперимент показал, что аккредитация журналистов на праймериз ( как и институт  наблюдателей) –  вещь бессмысленная.

Но он говорит  о том, что понятие партийного  и государственного  у нас  стремительно сближаются. И именно в этом году сделан шаг, дающий основание вернуть в оборот советский термин «партийно-государственная система».

В самом деле, где еще  в партийных праймериз участвуют представители других партий?

Где еще праймериз называются  общенародным и в то же время внутрипартийным голосованием?

Где еще  так  уверенно путают  выборный закон с  партийным  регламентом?

Судя по федеральному регламенту, вопрос об аккредитации СМИ отдан на откуп региональным отделениям. Но почему-то во всей стране в День пионерии  реготделения приняли  одинаковые решения, породившее путаницу в головах простых наивных журналистов.

А хитрые представители пятой колонны  и прочие настоящие провокаторы  могли  бы, разумеется, легко обойти его.

Но даже не сочли нужным.

Автор: Александр Саубанов

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.