Одной из причин, способствующих совершению должностных преступлений, является несменяемость руководителей, - заявил глава следственного управления Следственного комитета России (СУ СКР) Кирилл Левит в интервью «Коммерсанту». Это суждение он выдвинул, когда речь зашла об уголовном деле в отношении главы администрации Хохольского района Павла Пономарева, обвиненного в превышении должностных полномочий.
Кирилл Левит сообщил, что в представлении по итогам дела он укажет, что одна из причин - несменяемость этого руководителя (напомним, Павел Пономарев в том или ином качестве возглавлял район с 1998 года). Глава СУ СКР при этомвыразил уверенность, что его мнение «будет правильно воспринято и властью в целом, и губернатором». В представлении генерал-лейтенанта, эффективная система, при которой нормальный срок руководящей работы ограничивается десятью годами – «а через десять лет — уезжай или уходи на пенсию».
Некоторые другие суждения Кирилла Левита, отраженные в интервью, тоже вполне вписываются в либерально-демократическую систему координат. В частности, когда он говорит о коррупции: «К ней нужно менять отношение, мы ведь перегибаем! Одно дело - когда тебе дали стол, стул и какие-то активы — а ты берешь и продаешь их на сторону. Это прямая коррупция, воровство с основных средств. За это надо карать!».
А далее следует мнение генерала о том, что если чиновник эффективно управляет государственной собственностью, то его нужно поощрять, поставив его заработок в зависимость от полученной прибыли. Но дело осложняется тем, что «толкование коррупционных преступлений сейчас настолько широко, что в этой ситуации тоже могут появляться вещи, которые по нынешним законам будут считаться преступлением».
При желании в этом рассуждении можно расслышать своего рода защиту вице-премьера областного правительства Максима Увайдова, отвечающего за управление областным имуществом. В его адрес нередко раздаются обвинения, касающиеся несправедливого распределения тех же земельных участков.
Однако вот генерал-лейтенант юстиции говорит: «Экономика будет расти только тогда, когда заработает собственность. Если есть люди, которые умеют ее “включать”, давайте их поощрять, а не стращать Уголовным кодексом… Я боюсь, что мы придем к ситуации, когда к управлению начнут приходить только запуганные люди, которые будут думать только о том, как бы что тихо унести, а не о том, чтобы имущество работало на общее благо».
На прямой вопрос о том, существует ли в Воронежской области система коррупционных связей, Кирилл Левит отвечает отрицательно: « Что такое система? Это когда начиная с низовых звеньев до самого верха идут устойчивые криминальные денежные потоки. В Воронеже этого не существует. Я считаю, что есть отдельные факты должностных преступлений, но никак не связанный воедино механизм».
Некоторые факты он упоминает. В частности, скандальную ситуацию вокруг стройки на Ленинском проспекте, 201. Компания «Новый квартал» получила разрешение на строительство жилого комплекса на месте бывшего спортивного объекта после того, как мэрия с помощью гордумы внесла этот земельный участок в программу приватизации. Стройка была остановлена по требованию губернатора Алексея Гордеева, когда конфликт местных жителей с застройщиком перешел в силовую фазу. Следственное управление в мае текущего года возбудило уголовное дело по факту незаконного вывода из муниципальной собственности земельного участка. Были проведены обыски у вице-мэра по социальной политике Надежды Савицкой и в управлении имущественных и земельных отношений администрации. Однако обвинение до сих пор никому не предъявлено, и, кажется, Кирилл Левит объяснил – почему:
«Вот есть физкультурно-оздоровительный комплекс на Ленинском проспекте Воронежа, который почему-то вдруг перестал быть кому-либо нужен. Причем среди отказавшихся от него есть чиновники, которые прямо обязаны развивать спорт в Воронеже. Что это такое? Вроде бы все понятно, но надо доказать».
Что ж, за сбор доказательной базы сотрудники СКР и получают зарплату.
Затронул он и другую горячую тему – обвинения адвокатов в мошенничестве: якобы они вымогают деньги у клиентов под предлогом «решить вопрос в суде». Многие наблюдатели сомневаются – а мошенничество ли это на самом деле? Нельзя ведь исключать, что адвокаты действительно несли деньги судьям или прокурорам, потому что иначе защитить клиента невозможно.
Кирилл Левит тоже этого не исключает. Он заявил, что следствие всякий раз проверяет, не был ли факт передачи денег стадией должностного преступления. И, видимо, небезуспешно, поскольку генерал пообещал: «Такие уголовные дела еще обязательно будут».
Ну, и косвенно руководитель СУ СКР похвалил руководителя управления ФСБ Олега Нефедова, назначенного на эту должность в 2016 году: мол, еще два года назад имела место практика, когда спецслужбы «сливали»» информацию в прессу, а когда следствие проверяло этот слив, то доказательств не находило, поскольку никаких оперативных материалов не имелось.
«Сейчас, - сказал Кирилл Левит, - все наоборот: сначала делаем — потом пишем. Мне этот подход больше нравится».
Очевидно, под «сливами» имеется в виду одиозный вертолетный скандал, когда ряд СМИ сообщали, что чиновники воронежского облправительства, в том числе и губернатор, пользовались услугами геликоптера, который по контракту должен был работать на региональный Центр медицины катастроф. Ни для кого не было секретом, что утечка информации происходила из недр УФСБ, которое в тот момент возглавлял Александр Клопов.
Мы сообщали, что СУ СКР проводило проверку этих сообщений и состава преступления не обнаружило. Потом в УФСБ был назначен Олег Нефедов, и спустя небольшое время в распоряжении Следственного управления оказалось масса оперативного материала, касающегося разного рода злоупотреблений со стороны должностных лиц.
Вероятно, и здесь сработал упомянутый принцип: хороший начальник – это сменяемый начальник.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии
Гость