30 октября в стране отмечают День памяти жертв политических репрессий. Ну как отмечают – не праздник же это, в самом деле.
Под Воронежем, в Дубовке, в этот день пройдет перезахоронение еще 107 останков людей, расстрелянных здесь в 1930-е годы. Перезахоронение – очередное, оно происходит каждый год 30 октября, после того, как летом поисковики из отряда «Дон» произведут раскопки на месте расстрельных ям.
Вместе с этими 107 получится, что за все годы, начиная с перестроечных времен, здесь по-людски перезахоронены останки 3132 человек, умерщвленных по законам Большого террора. Сколько еще осталось в тех ямах – неизвестно, архивы засекречены. Помню, как-то на заседании областной комиссии по восстановлению прав жертв политических репрессий председатель воронежского общества «Мемориал» Вячеслав Битюцкий сказал, что по подсчетам правозащитников, под Дубовкой расстреляны не менее 10 тысяч человек. Представитель УФСБ возразил: что вы, гораздо меньше. А сколько? – спросил Битюцкий. Я не уполномочен об этом говорить, ответствовал офицер.
Если «гораздо меньше» - чего ж тут, кажется, скрывать? А коли их уже более 3 тысяч человек, то «гораздо меньше» не получается.
Речь, конечно, о масштабах преступления, но не только о них. 10 тысяч или меньше или гораздо меньше – все они были лишены своей единственной и неповторимой жизни без всякой вины, по одной только причине: так требовал установленный в стране политический режим.
Главы об этом преступлении в наших учебниках истории постоянно меняются. Были времена, когда об этом и вовсе не упоминали. Из патриотических, надо полагать, соображений: зачем людям знать, что государство может быть людоедом?
А знать надо. Потому что незнание освобождает от ответственности. И тогда можно раз за разом безнаказанно повторять пройденный путь, не видя в этом ничего дурного. Как это делается на наших глазах в Воронеже, где руководитель Центра защиты прав СМИ Галина Арапова пытается доказать очевидное – право человека свободно высказывать свое мнение, а Минюст и суды «шьют ей политику».
История быстро совершает свои витки. Пройдет совсем немного времени, и абсурдность предъявленных Араповой претензий станет ясной для самой широкой публики. Но ведь и это «немного времени» надо как-то прожить.
Те, кого каждое 30 октября перезахоранивают под Дубовкой, прожить не успели. А урок истории опять кажется невыученным.
Комментарии