Воронеж. Чтобы помнили

Воронеж. Чтобы помнили

Почему память о национальной трагедии оказалась такой недолговечной

30 октября в стране отмечают День памяти жертв политических репрессий. Ну как отмечают – не праздник же это, в самом деле.

Под Воронежем, в Дубовке, в этот день пройдет перезахоронение еще 107 останков людей, расстрелянных здесь в 1930-е годы. Перезахоронение – очередное, оно происходит каждый        год 30 октября, после того, как летом поисковики из отряда «Дон» произведут раскопки на месте расстрельных ям.

Вместе с этими 107 получится, что за все годы, начиная с перестроечных времен, здесь по-людски перезахоронены останки 3132 человек, умерщвленных по законам Большого террора. Сколько еще осталось в тех ямах – неизвестно, архивы засекречены. Помню, как-то на заседании областной комиссии по восстановлению прав жертв политических репрессий председатель воронежского общества «Мемориал» Вячеслав Битюцкий сказал, что по подсчетам правозащитников, под Дубовкой расстреляны не менее 10 тысяч человек. Представитель УФСБ возразил: что вы, гораздо меньше. А сколько? – спросил Битюцкий. Я не уполномочен об этом говорить, ответствовал офицер.

Если «гораздо меньше» - чего ж тут, кажется, скрывать? А коли  их уже более 3 тысяч человек, то «гораздо меньше» не получается.

Речь, конечно, о масштабах преступления, но не только о них. 10 тысяч или меньше или гораздо меньше – все они были лишены своей единственной и неповторимой жизни без всякой вины, по одной только причине: так требовал установленный в стране политический режим.

Главы об этом преступлении в наших учебниках истории постоянно меняются. Были времена, когда об этом и вовсе не упоминали. Из патриотических, надо полагать, соображений: зачем людям знать, что государство может быть людоедом?

А знать надо. Потому что незнание освобождает от ответственности. И тогда можно раз за разом безнаказанно повторять пройденный путь, не видя в этом ничего дурного. Как это делается на наших глазах в Воронеже, где руководитель Центра защиты прав СМИ Галина Арапова пытается доказать очевидное – право человека свободно высказывать свое мнение, а Минюст и суды «шьют ей политику».

История быстро совершает свои витки. Пройдет совсем немного времени, и абсурдность предъявленных Араповой претензий станет ясной для самой широкой публики. Но ведь и это «немного времени» надо как-то прожить.

Те, кого каждое 30 октября перезахоранивают под Дубовкой, прожить не успели.  А урок истории опять кажется невыученным.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Как бы вас не начали мусолить, Карл.
Вот прочитал сегодня у депутата муниципального округа Якиманка города Москвы Дмитрия Захарова (еще довольно молодой человек, судя по фото!): "Скоро я начну кампанию за установку памятника Войкову. Как мне надоели идиоты, которые хотят переименовать Войковскую! Скорее всего, акция приобретет форму сбора подписей для мэрии. Неважно, кто этот человек и что он делал. Важно, что это наша история и переименовать станцию сейчас хотят не из-за его каких-то негативных поступков. Это технология. Начнут с Войкова, потом скажут Ленин фиговый был, про Сталина будут снова всякие гадости говорить. Так извратят нашу историю. Технология, опробованная на Украине". Вот так-то: "Холодное лето 53-го", книги Солженицына и прочих для этого человека - извращение "славной истории". Что и как надо говорить таким людям? А может, он просто потомок тех, кто расстреливал и боится правды?!
А вы считаете, что Солженицын не извращал факты?
Поддержу Карла. Хватит мусолить. Если тебе Герман дали слово, то это слово не приговор. У тебя Герман есть своя обида, у меня есть тоже и похлеще твоей. Поэтому, извиняй, суки -заткнитесь. Вас убивали по приговору, а нас по велению пьяного офицера. Так что, благообразные журналисточки - заткнитесь. Или давай вернем в зад 17 год, давай стенка на стенку и посмотрим, у кого какая кровь. И смени фото брутального мена на своей вывеске. Курению объявлен бой, а ты его пропагандируешь.
Не вовремя вы, Герман, с такой глубокой темой вышли. Сегодня время антифашистов, которые признают борьбу с фашизмом только фашистскими методами. И ваше "право человека свободно высказывать свое мнение" может обернуться обвинением в "искажении истории", а там и воронежские "Захаровы" подтянут и ч.2 ст. 282 УК РФ (возбуждение национальной ненависти и вражды).
На Украине сегодня время фашистов. А что вы понимаете под фашистскими методами?
Не соглашусь со Светланой. Эта тема, поднятая Германом, сидит у каждого в мозгу а у некоторых и в подсознании. Но если ее постоянно обсуждать, то как вы верно заметили - особо ретивые могут и к статье притянуть, а многие и шашку достанут. Мне кажется, эту тему, в силу своей неоднозначности интерпретации многими людьми и рассказов выживших и с той и с другой стороны надо отдать на откуп ученым. И пока не пройдет много лет с тех кровавых времен, когда брат на брата, и когда шестерки, благодаря своим доносам становились королями, и когда многих рубали по приказу пьяных золотопогонников - не надо будоражить (Карл сказал - не мусолить). И это правильно - у всех крови было выше локтя. Поэтому - давайте говорить о нынешнем времени. Прошлое нас разъединило, но жить то нам, нынешним. И скрепя зубы, нам надо строить настоящее. И дай бог, чтобы наши нынешние деяния не отправляли нас искать правду в прошлом. Но когда одни нынешние, в силу своей власти, начинают мне парить мозги своей правдой, а у меня она другая - меня это бесит. И фашизм здесь не причем. Здесь будет покруче. Здесь - Господа резали подчиненных, а подчиненные - господ. И обелять господ - негоже. Все уже согласились на мировую. И хватит эту тему мусолить, чтобы не доводить до абсурда. Власть - это преходящее, завтра она повернется к тебе задом и дай бог, что бы пришедшие не вспоминали твоих предков, с вопросом - а что они делали в 17 году? А курить надо бросать, я думаю все это понимают.