В Новоусманском районе Воронежской области остался пустовать военно-патриотический уголок, который располагался в Тресвятской СОШ имени В.М. Пескова. Причина в том, что все экспонаты вывез местный житель, ветеран боевых действий Виктор Шевляков. Примечательно, что он заручился поддержкой председателя Совета Отцов Воронежской области Андрея Згонникова.
По словам Андрея Згонникова, «создатель музея» Виктор Шевляков показывает «правильный пример подрастающему поколению». Вот только дело в том, что участник боевых действий забрал не только те экспонаты, которые привез в галерею сам, но и другие, те, что принесли в музей поисковые объединения «Дон», «Оплот», «Патриот», а также жители села. Директор Тресвятской СОШ имени В.М. Пескова уже написала заявление в полицию по факту пропажи артефактов. Этим делом также занялись в областном следственном комитете.
Командир отряда «Оплот» новоусманского районного отделения поискового объединения «Дон» Геннадий Дворников писал, что уголок мог стать настоящим музеем. Выставку посещали школьники района, туристы, жители области, приезжавшие в поселок Воля. Там находились макет автомата ППШ, охолощенный автомат, предметы солдатского быта и снаряжения, образцы оборудования фронтовой связи и т. д. Все экспонаты собирались и хранились для того, чтобы рассказывать школьникам о военной истории нашей страны, сделать уроки интересными.
– Виктор Шевляков сам взял инициативу в свои руки(прим. ред. – стать главным уголка), мы не стали возражать. Мы не думали, что так окажется, что все экспонаты будут его! Хотя он говорил, что «раз дали мне – значит мое». Но я так не считаю. Давали экспонаты не нам, не поисковому отряду, а для создания музея на территории поселка Воля, – заявил командир отряда «Оплот» Геннадий Дворников.
Изначально военно-патриотический уголок находился в Воленском доме культуры. В 2019 году, после того как в ДК начался ремонт, помещение предоставили в Тресвятской школе. Когда «музей» туда переехал, он полностью остался на попечении Виктора Шевлякова. В свое время он также состоял в поисковом отряде «Оплот», правда, со временем он вышел оттуда добровольно. Тем не менее, свое удостоверение он так и не сдал.
Единственное, что Виктору Шевлякову не удалось увезти, это макет пулемета Максима. По словам Геннадия Дворникова, возможно, что из-за веса конструкции ему не удалось орудие забрать. Также командир отряда «Оплот» отметил, что он обязался вернуть кому должен те экспонаты, которые ему не принадлежат.
В администрации Новоусманского района заявили, что Виктор Шевляков должен был иметь определенное образование, чтобы возглавлять историческую галерею. У него его не было, и получать соответствующую подготовку он не собирался. В администрации придумали способ, при котором Виктор Шевляков должен был получать вознаграждения за проводимые экскурсии. В момент заключения договоренностей со всеми необходимыми структурами, все экспонаты пропали. Там высказали предположение, что Виктор Шевляков побоялся переезда уголка в Новую Усмань, однако в администрации заверили, что этого делать не планировалось.
Депутат Новоусманского райсовета Александр Ребрищев рассказал изданию «Время Воронежа», что эта история длится порядка месяца. Он предположил, что Виктор Шевляков мог таким образом «хлопнуть дверью».
– Ему могло что-то не понравиться, он себе придумал, что якобы всю коллекцию передадут в Новоусманский краевой музей, хотя этот уголок должен был быть его отделением, чтобы не делать отдельную юридическую структуру. Виктор Шевляков в течение 3-4 лет активно делал вид, что он хозяин музея. В последнее время он стал вести себя не совсем порядочно, хотел выбить себе зарплату. Ему объяснили, что для этого надо все полноценно оформить, после этого он сможет получать свою оплату труда, – рассказал Александр Ребрищев.
Он уточнил, что к тем работам, которые проводились в школе для того, чтобы установить экспонаты, Виктор Шевляков не имеет никакого отношения. Более того, по словам Александра Ребрищева он пока еще не вернул предметы военно-патриотического уголка их владельцам.
– Мое личное мнение, он украл память у целого поселка о Великой Отечественной Войне, потому что порядка 500 человек в нашем селе вернулось с войны, и жили у нас. При этом, он кичится тем, что он ездит на Донбасс, помогает нашим солдатам. Поэтому я не знаю, насколько его патриотизм прозрачен. Одну память он украл, а вторую пытается сделать, – дополнил депутат райсовета.
До всей ситуации, которая вокруг него сложилась, район относился к нему хорошо. Что касаемо зарплаты, то ее были готовы выделять. От него требовалось лишь юридическое оформление уголка и помощь в его организации. Однако ни с той, ни с другой функцией, по словам депутата, он не справился.
Экспозицию собирали на протяжении пяти лет. И люди отдавали экспонаты просто так, не требуя ничего взамен. Проблема реакции Виктора Шевлякова на произошедшее, может крыться в его отношении к экспонатам, якобы их могли у него отнять, если бы этот мини-музей стал бы филиалом Новоусманского районного краеведческого музея. А теперь возникает вопрос, зачем люди вкладывали свои силы и деньги, если ничего не осталось?! При этом депутат райсовета отметил, что кроме него, претендентов на то, чтобы занять должность смотрителя не было.
– Кто такой Виктор Шевляков через год не вспомнит никто. Остальные люди, которых я знаю хорошо, имеющие отношение к музею, они спросят, что, мол, мы дедушкины или бабушкины медали отдавали, где они, а их нет, – отметил Александр Ребрищев.
Депутат райсовета рассказал, что, несмотря на сложившуюся ситуацию, музей юридически все равно будет оформлен, и он продолжит свою работу. Скорее всего, он будет располагаться в музее авиации, строительство которого предварительно начнется в следующем году. Уже есть люди, которые готовы пополнять коллекцию. Единственным их условием было юридическое оформление музея.
Почти все эксперты высказали мнение о том, что человек, за которого поручился Андрей Згонников, украл не просто экспонаты, а украл целую историческую память у сельчан. В свою очередь, руководитель Совет отцов едва ли не оправдывает действия, совершаемые Виктором Шевляковым. Все спорные вопросы он перенаправил к администрации Новоусманского района, считая, что именно там, в течение долгого времени не могли разрешить ситуацию. А в контексте специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины подобные действия со стороны властей недопустимы, в том числе и поэтому договор между администрацией и Воронежскими отцами был расторгнут.
Однако если судить в контексте нынешней ситуации, то стоит сравнить, что сделал район, и что в итоге сделал Шевляков. Юридическое оформление музея против бесследного исчезновения экспонатов. Возникает вопрос, а кто тогда больше сделал для района в рамках патриотического воспитания молодежи?! Стоит отметить удивительно сходство в подходах к работе Виктора Шевлякова и Андрея Згонникова. Представители власти Новоусманского района высказались, что ветеран, кроме предоставления экспонатов, практически ничего не сделал для жизни военно-патриотического уголка, и более того, своим поступком обнулил то, что он осуществил. Так и Андрей Згонников, ожидал от главы администрации Дмитрия Маслова формирования повестки, хотя как руководитель организации он должен был заниматься этим сам. Если мы раньше писали о том, что председатель Совета отцов может оказаться в политико-патриотическом изгнании, то теперь и его приближенных ждет в этом плане незавидное будущее.
Автор: Иван Борцов
Комментарии