Матушка Светлана Луцкевич в Воронеже: «Я думаю, что доброта спасет мир»

Матушка Светлана Луцкевич в Воронеже: «Я думаю, что доброта спасет мир»

Редакция подготовила очерк ко дню рождения неравнодушной женщины Воронежа

Председатель воронежской ассоциации «Большая семья» матушка Светлана Луцкевич рассказала корреспонденту «Времени Воронежа», как в 90-х годах спасала многодетные семьи, зачем организовали общество сестер милосердия и о чем сейчас мечтает.

– Будь добрее к людям, детка. Нельзя в себе злобу носить, она тебя изнутри съест, – провожает меня матушка Светлана и целует в щеку. Эта наша вторая встреча, первая состоялась в воронежском Доме журналистов на пресс-конференции некоммерческой организации «Совет женщин», во второй раз я приехала к ней домой.

Адрес вдовы священника отца Георгия, а также ее номер телефона знают многие в городе. Для них – одиноких стариков, многодетных матерей, бездомных и сирот – эта хрупкая женщина как последняя надежда, соломинка в этом жестоком мире.

– Я думаю, не красота спасет мир, а доброта, – говорит Светлана Васильевна. – Одиноким старикам, что нужно?  Обнять и теплым словом обогреть. В жизни главное – любовь, терпение и сострадание. 

14 марта Светлане Луцкевич исполнится 77 лет. Ее жизненная энергия позволяет ей неутомимо помогает всем нуждающимся в помощи.

«В доме царил домострой...»

Родом Светлана Луцкевич из города Острогожска. Там она провела детство и юность и познакомилась со своим будущим мужем – поповичем Георгием – старшим сыном настоятеля местного храма отца Михаила. Они учились в одной школе, но познакомились уже после ее окончания. Через полгода после знакомства в 1963 году поженились. Правда, первое время родители с обеих были против брака.

–  Я простая советская девушка, и на танцы ходила, и с мальчишками дружила, – вспоминает матушка Светлана, – Я не была глубоко верующим человеком, меня пугала духовная жизни и возможность стать женой священника. Но он покорил меня голосом, до духовной семинарии Георгий учился в Воронежском музыкальном училище, спел «Средь шумного бала случайно...» и навсегда покорил мое сердце.

Идеалом семейных отношений для матушки стала семья свекра и свекрови. Светлана Васильевна  сама из  многодетной семьи, но росла без отца, он погиб на фронте в 1944 году, и она его никогда не видела. Когда в первый раз пришла в дом мужа, испугалась серьезного взгляда исподлобья отца-священника, покраснела и не смогла вымолвить ни слова. Впрочем, жизнь в доме жениха ее очень заинтересовала. По мнению женщины, в семье царил домострой, но при этом чувствовалась стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Предложение Георгий Луцкевич делал Светлане дважды, сначала она, девятнадцатилетняя девушка, ответила: «Ой, а я об этом и не думала», а потом испугалась, что больше не позовет. Но он снова попросил стать его женой, и она согласилась.

После венчания супруги отправились в город Сергиев Посад, Георгий поступил в Загорскую духовную семинарию. Светлана вместе с мужем постигала основы семейной духовной жизни и училась быть матушкой.

– Меня очень поразила Свято-Троицкая Сергеева Лавра. Я на тот момент была в положении, и беременность протекала тяжело, приходилось лежать в больнице, только на службе в церкви я чувствовала себя лучше, – вспоминает Светлана Луцкевич. – Муж не настаивал, постепенно и мягко прививал мне семейные духовные ценности.

Матушка Светлана родила и воспитала пятерых детей. Она бабушка восьмерных внуков и девятерых правнуков.

Сестринство

В конце 80-х годов матушка Светлана вместе с владыкой Никоном организовали при воронежской епархии Общество милосердия имени великой княгини Елизаветы Федоровны. В 1988 году их деятельность благословил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий. Долгие годы сестры милосердия во главе с матушкой Светланой помогали в больницах, военных госпиталях, интернатах для престарелых и инвалидов, детских дома. Ухаживали за больными и ранеными, которых привозили из Афганистана и Чечни, поддерживали ласковым словом и улыбками. Матушка Светлана научила сестер милосердия сохранять душевный покой и улыбаться, несмотря на ужасающий вид и положение человека, который нуждается в помощи.

 

– Однажды в Воронежском доме интернате для престарелых и инвалидов я меняла платочек на голове бабушки. Сняла старый платок, и хотела было одеть новый, но пальцы провалились в гнойную рану, – рассказала Светлана Луцкевич. – Я тогда пригрозила медперсоналу, что натравлю на них журналистов и медучреждение закроют, если они не будут должным образом ухаживать и следить за обитателями дома.

Общество сестер милосердия просуществовало до середины 90-х годов, так и не дождавшись реальной помощи, и распалось. Матушка же делала все, что было в ее силах – доставала в различных организациях утварь, одеяла и матрасы.

Светлана Васильевна говорит, что не оставляет мечту открыть в Воронеже дом милосердия, прообразом которого станет Марфо-Мариинская обитель, созданная в 1909 году в Москве Елизаветой Федоровной после смерти супруга.

«Большая семья»

Пожалуй, самое большое и любимое детище матушки Светланы – воронежская городская общественная организация «Большая семья». Ассоциация, основанная в 1990 году при Детском фонде, объединила более 600 многодетных семей.  Ее бессменный председатель Светлана Луцкевич уже 30 лет помогает и вдохновляет  материей.

В феврале 1992 года к Светлане Васильевне обратились доведенные до отчаяния многодетные матери. Тех жалких копеек, которые они получали от государства, не хватало даже на еду.

– Пришли к нам в организацию матери и говорят: «Светлана Васильевна, если вы не поможете, мы положим детей под двери областной администрации, и пускай чиновники их накормят», – рассказывает матушка. – Мы за ночь напечатали письма с обращениями и с утра вышли на пикет перед областной администрацией с лозунгами «Наши дети хотят есть!».

В обращении, которое Светлана Луцкевич совместно с юристами составили, выдвигались такие требования: предоставить многодетным семьям бесплатный проезд в общественном транспорте, дать 50% льготу на оплату детского сада и коммунальных услуг и не сокращать с работы многодетных матерей. Власти пошли навстречу и предоставили многодетным семьям бесплатный проезд, 30% льготу на оплату квитанций ЖКХ и дали возможность получать в «перестроечных» магазинах паек — крупы, масло, сахар и мясо.

Но и на этом не остановилась матушка Светлана – обивала пороги спонсоров, крупных предпринимателей и государственных инстанций разной величины. Многие откликались на просьбы. Например, Сомовская ватная фабрика предоставила матрасы для детских кроватей, АО «Холод», молочный комбинат «Воронежский», кондитерская и макаронная фабрики дали свою продукцию, а директор Воронежского театра драмы Игорь Чижмаков организовал для многодетных семей бесплатные спектакли. В «Детском мире» для многодетных семей выделили комнату, где они могли получить одежду и обувь для детей.

– Мне директора говорили, что я обладаю гипнозом. С улыбкой заходила в кабинет и говорила: «Господи, благослови этот кабинет и его хозяина», а потом просила дать  продукцию многодетным семьям или хотя бы продать ее дешевле рыночной цены, –вспоминает матушка Светлана.

В середине 90-х годов на воронежскую ассоциацию «Большая семья» вышли представители американской религиозной группы — мормоны.

Светлана Васильевна говорит, что они адресно предоставляли благотворительную помощь многодетным семьям, так как хотели видеть радость детей и их матерей. Однажды американцы сделали пожертвование в размере 7 тыс. долларов.

– Мы получили эти деньги в тот момент, когда произошел дефолт рубля и резко вырос курс доллара. Мы выкупили большую часть «Детского мира» – обувь, игрушки, одежду и канцтовары. Целая комната была завалена этими вещими. Продавщицы нас тогда очень благодарили, ведь мы выручку сделали на год вперед, – смеется матушка.

По словам Светланы Луцкевич, воронежская ассоциация многодетных семей первая, кто стал добиваться от властей помощи. И только в 2009 году в Москве была создана общероссийская общественная организация членов многодетных семей России «Семьи России». 

Светлана Васильевна по сей день является председателем ассоциации «Большая семья», и, хотя сейчас государство в полной мере поддерживает многодетные семьи, работа у матушки Светланы будет всегда. В конце 2019 организации удалось получить квартиру для малоимущей многодетной семьи. Дом, в котором жила семья с семью детьми, настолько был старым, что через гнилой пол пробрались крысы и покусали спящего малыша за нос.

–  К нам обратились старшие дети. Мы с юристом Людмилой Манцуровой ходили в управу Левобережного района, мэрию, соцзащиту и областное правительство, показывали фотографии ветхой хибары, по-другому и не скажешь, и добивались получения жилья. К сожалению, мать Надежда не дожила до этого радостного события, – рассказывает женщина.

Дом с крестом

После почти двухчасовой беседы матушка Светлана провела небольшую экскурсию по дому – показала фотографии из семейного архива, а также грамоты и награды. Для них в доме Светланы Васильевны отведена целая стена. Она награждена Орденом преподобного Сергия Радонежского, Орденом княгини Ольги, Орденом от центрального комитета Красного креста, Орденом Святителя Митрофана Воронежского, Орденом Материнства от Патриарха Московского и всея Руси, а также дипломами, грамотами и благодарностями правительства Воронежской области.

– А вот здесь, – показывает матушка Светлана комнату, где сейчас находится спальня хозяйки, а на кровати вальяжно лежат две пушистые кошки, – мы с мужем в 1997 году организовали для нуждающихся горожан трапезную. И первый праздничный ужин провели в Рождественский вечер. 

Кстати, именно поэтому на крыши дома возвышается крест. Чтобы людям было видно дом, и они могли прийти на бесплатный обед, эта идея принадлежит отцу Георгию.

Матушка с теплотой вспоминает мужа, говорит, что он был очень добрый и сам всю жизнь проявлял милосердие. В один рождественский вечер, когда семья только приехала после Сергиев Посад в Елец, батюшка пришел со службы и привел на праздничный ужин женщин с паперти, и предупредил, что каждый праздник у них будут разговляться нуждающиеся люди. Отец Георгий умер в 2010 году.

–  Помучала я своего мужа, до сих пор хожу к нему на могилку и прошу прощения, – говорит Светлана Луцкевич, – Он иногда смеялся и говорил: «Светка, мне жена нужна, а не активистка».

Автор: Мария Смирнова

Фото: из семейного архива Светланы Луцкевич

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.