В конце прошлой недели в Воронеже побывал доктор философских наук, полковник запаса ФСБ России, руководитель проекта «Русская аналитическая школа» Юрий Курносов. Ученый приехал в столицу Черноземья по приглашению Аналитического центра при правительстве Воронежской области и провел у нас два насыщенных дня, наполненных лекциями, встречами, презентациями. Презентовал Юрий Курносов, в частности, свой проект «Русская аналитическая школа» и книгу «Философия аналитики».
Корреспондент интернет-газеты «Время Воронежа» встретился с Юрием Курносовым после лекции на тему «Аналитика как интеллектуальное оружие выпускника вуза». Лекция была прочитана для студентов ВГУ, но в зале были замечены также известные воронежские общественники.
- Юрий Васильевич, в лекции у вас пару раз прозвучал термин «принцип вертолета». Что он означает?
- Это мой личный термин - ассоциация с первыми годами моей службы. После окончания пограничного военно- политического училища я служил в погранвойсках, сменил 17 мест дислокации, в том числе таких, где главным средством передвижения был вертолет.
И порой малопонятная на земле ситуация при подъеме в воздух складывалась во внятную общую картину. Этот принцип аналитики используют в каждодневной работе. При выполнении любой задачи всегда полезно составить схему, которую можно охватить одним взглядом. На лекции я, например, демонстрировал схему обеспечения безопасности на Олимпийских играх в Сочи.
Легко в виде такой схемы представить, к примеру, и проблему пробок в Воронеже. Это, в простейшем случае, дерево, у которого есть "крона"- факторы вроде «плохая работа светофоров», «плохая работа ГИБДД», «плохие дороги», «низкая культура водителей» и т.п. А корни – базовые фактор. Например, «недостаточное финансирование» или «неправильная концепция развития».
- Ну и о чем говорят такие графические построения? Можно решить проблему воронежских пробок?
- Можно. Надо расселить город. Когда города растут в геометрической прогресии, а дороги – в арифметической, - другого выхода нет.
- Почему «русская», а не, скажем, «российская» школа?
-«Русская» - дань давней традиции: русская театральная школа, русская балетная школа и т.п.
- Аналитика тоже существует давно – как методология информационной работы, как специальность, а «Русская аналитическая школа» зарегистрирована чуть больше года назад.
- Именно к сегодняшнему моменту актуальность темы стала безоговорочно ясной. Мировая цивилизация в последнее столетие шла путем интеллектуализации общества. Наша страна с 20-х годов ХХ века выпала из этого процесса, став на путь пролетаризации общества, а все увеличивающийся интеллектуальный разрыв стремилась компенсировать за счет расширенного воспроизводства исполнителей. Производственный принцип стал преобладающим не только в сфере материального производства, но и для государственных структур, и для системы образования. В результате страна оказалась вынужденной копировать технические и социокультурные образцы Запада. Это обрекло нас на глобальное отставание.Россия занимает позиции пассивного объекта приложения интересов более активных субъектов мирового процесса - США, Евросоюза, Китая. Это стало возможным в том числе из-за возрастающего ухудшения качества аналитической составляющей в процессе управления государством.
- А в Америке или Китае что – качество аналитики улучшается?
- В США, к примеру, имеется мощная система из сотен аналитических центров, их еще называют мозговыми трестами – таких, как корпорация РЕНД, ДАРПА, Фонд Карнеги, Фонд «Наследие», Брукингский институт и другие с годовыми бюджетами в сотни миллионов долларов. Их особенностью является прямая связь и обмен кадрами с Конгрессом, Госдепом, ЦРУ и другими учреждениями по сбору информации. В Америке именно они являются идеологическими и интеллектуальными «скрепами» американского истэблишмента. Именно они организуют связь между элитами. Созданная в США система экспертно-аналитического сопровождения на всех уровнях управленческой иерархии занимается не только констатацией реального положения дел в различных сферах жизни общества, но и решением возникающих проблем и прогнозированием.
- Но в России тоже есть свои «мозговые тресты» каждое уважающее себя ведомство заводит аналитический центр.
-«Первые ласточки», действующие в этом направлении, есть, но по сравнению с западными «фабриками мысли» мы явно проигрываем. В настоящее время одним из крупных по силе влияния на реальные политические и экономические процессы является Институт современного развития (ИНСОР). В мае 2011 года для реализации крупных бизнес-проектов создано Агентство стратегических инициатив. Но до сих пор не сформулированы единые подходы к методологии синтеза и анализа социально-экономических и политических идей, реализуемых в основных сферах жизнедеятельности общества, не удается организовать крупные и эффективно работающие аналитические центры. Многие достигнутые научно-исследовательские результаты не востребованы, их важность не очевидна никому, кроме очень небольшого количества узких специалистов.
Для противодействия этим негативным тенденциям и усиления интеллектуально-аналитического потенциала России создается Аналитический центр перспективных инновационных проектов под общим названием «Русская аналитическая школа».
Концептуальный замысел РАШ состоит в создании единой инфраструктуры экспертно-аналитической деятельности большого числа лиц и организаций, обладающих аналитическим потенциалом. Привлекаемые аналитические структуры способны активно использовать новые технологии аналитической работы, освоение которых многократно увеличит «разрешающую» способность организационно-управленческого мышления. Это особенно важно для структур государственного и муниципального управления, сформированных в результате проводимой административной реформы.
Сейчас осуществляется переход к практической реализации его концепции. География текущего присутствия РАШ -17 регионов страны, в которых созданы местные отделения школы.Всего же в разных регионах предполагается сформировать коллектив аналитиков в составе порядка 500 человек, готовых выполнить любое задание государственных или коммерческих структур, а также организовать негосударственное образовательное учреждение с ежегодным выпуском 300 человек. Ведь до сих пор аналитике как профессии у нас не учат!
- Каков масштаб присутствия РАШ в Воронеже?
- Воронеж – один из самых перспективных центров формирующейся структуры. С Воронежем работаем два года, а год назад здесь было зарегистрировано регионально отделение организации. В нем полтора десятка студентов ведущих вузов - ВГУ и ВГТУ – талантливых, ищущих ребят. В Воронеже было проще было начинать потому, что здесь хорошая партнерская организация - Лаборатория игровых технологий. Сегодня в городе, в частности, организуют совместные «мозговые штурмы» и в рамках инновационного проектирования создают сценарии развития Воронежа на 20-30 лет вперед.
- А есть ли вообще наука такая – аналитика?
- Как науки аналитики, считаю, нет. Более того, в ходе опроса действующих сотрудников различных аналитических подразделений нам довелось столкнуться с большим разбросом мнений о том, что же есть аналитика, какова ее сущность. Десятки мнений - от «процесса выявления причинно-следственных зависимостей и пространственно-временных связей в каких-либо объектах» до «процесса обнаружения противоречий в объекте познания, сведение сложного к простому». Я использую объединяющую формулу: «Аналитика - дисциплина, объединяющая три важнейших компонента: методологию информационно-аналитической работы, организационное обеспечение этого процесса и технолого-методологическое обеспечение разработки и создания инструментальных средств для ее ведения".
Вот от этого и отталкиваемся.
Беседовал: Александр Саубанов
Комментарии