Полковник Анатолий Винокуров: «В 90-е с людей прямо на улице срывали шапки»

Полковник Анатолий Винокуров: «В 90-е с людей прямо на улице срывали шапки»

В преддверии Дня вневедомственной охраны бывший воронежский милиционер вспомнил самые необычные ограбления


 

В воскресенье, 29 октября, профессиональный праздник отметит Вневедомственная охрана. Этот год стал юбилейным – 65 лет с момента основания службы.

В преддверии праздника интернет-газета «Время Воронежа» побеседовала с полковником милиции в отставке Анатолием Винокуровым, который прошёл путь в органах внутренних дел от заместителя командира дивизиона милиции по политико-воспитательной работе до заместителя начальника по технике управления вневедомственной охраны. Он имеет почётное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации», награжден знаком ГУВО МВД России «За отличие», медалями МВД СССР «За безупречную службу» 1-ой, 2-ой и 3-ей степени.

- Анатолий Дмитриевич, расскажите о формировании вневедомственной охраны?

- Вневедомственная охрана постоянно находится в стадии реформирования. 65 лет назад, когда службы, как таковой ещё не было, работали отдельные сотрудники, которые занимались охраной социалистической собственности. Тогда было много недостатков. К примеру, сторожами нанимали людей с инвалидностью или пожилых, они не могли в должной мере противостоять преступникам. Отсутствовала какая-либо нормативная база, не было единой технической политики. Тогда началось формирование службы.

Постепенно создавались в управлениях отдельные штатные службы. Когда Главное управление вневедомственной охраны возглавил генерал-лейтенант милиции Андрей Волков, он распорядился, чтобы вместо обычных сторожей защитой объектов занимались сотрудники милиции. Тогда были сокращены единицы сторожей. Вводились должности сотрудников милиции. Естественно, это были люди более подготовленные, физически выносливые, которые могли оказать сопротивление преступнику.

Организовывались пешие маршруты, патрулировались улицы. Затем начали создавать автомарштуры. Милиционеры объезжали объекты торговли, предприятия – все, что входило в их дислокацию.

- Каким тогда было охранное оснащение?

- Изначально самым главным считалось, чтобы на объекте была защитная конструкция, при которой вор не мог открыть дверь с улицы, даже сняв её с петли. Также каждый изобретал все, что мог. К примеру, на окна вешались шарики, которые в случае проникновения издавали писк. Но таких «самоделок» явно было недостаточно.

В 70-ых годах начали внедрять сигнализацию. Особо это укоренилось в 80-е годы. Когда я возглавил службу в Коминтерновском районе в 1981 году, у нас ещё сохранились пешее патрулирование и автомаршруты. Тогда численность сотрудников постоянно сокращали. При этом с милиционеров осуществлялся спрос – если в зоне их постов совершалось преступление, то сотрудник нёс ответственность не только моральную, но и материальную и дисциплинарную. Милиционер должен был не просто охранять объект, а ещё и поддерживать общественный порядок. Рук не хватало. Поэтому было принято решение все охранные здания оборудовать сигнализацией. Также были введены должности специалистов, отвечающих за техническую составляющую охраны.

- Как непосредственно в Воронежской области формировалась вневедомственная охрана?

- Наш регион всегда был одним из лучших. К примеру, именно в Воронежской области было принято решение о создании средней школы милиции (теперь Воронежский институт МВД России). 1 октября 1979 года начались занятия по подготовке специалистов вневедомственной охраны. Лучшие представители ведомства вели там занятия. Возглавил школу бывший заместитель начальника управления вневедомственной охраны Петр Вернигоров.

Я, будучи начальником Коминтерновского отдела охраны, принимал у себя выпускников школы. Это были подготовленные, сильные, технически обученные ребята, с которыми было легко работать.

Кроме того, специально для вневедомственной охраны было построено здание (на улице Беговая, 203 «Б»). В нём же на первом этаже был создан образцово-показательный пункт централизованной охраны со всеми техническими новинками. Поэтому к нам для повышения квалификации направляли специалистов со всей страны. Можно сказать, что одновременно я был и начальником технического отдела, и преподавателем.

Тогда руководство ежегодно присылало план – сколько объектов мы должны оборудовать сигнализацией, подключить к пультам централизованного наблюдения. Постепенно начали подключать жилые дома – число квартирных краж росло. Поэтому работы было очень много.

- Расскажите подробнее о работе в 90-ые? Стало ли сложнее?

- Конечно, в кризис ориентиры резко изменились. Начались кражи с касс. Было принято постановление, чтобы мы взяли их под охрану. Таких объектов было около тысячи. Кроме того, мы принимали участие в охране крупных предприятий – станкостроительный завод, алюминиевый завод и т.д.

Сотрудники патрулировали улицы с полуночи до четырёх утра – это время было пиком происшествий. Было много преступлений, связанных с грабежами – с людей шапки снимали на каждом углу, угоняли машины от домов.

Существенно увеличилось количество квартир, взятых под охрану. По темпам подключения жилых помещений Воронеж ничем не отличался от Москвы, Ростова и других крупных городов. Причём одним объектом могли считаться сразу несколько квартир, которые расположены на одной лестничной клетке. На деле же их число было в разы больше. Но результаты работы у нас были достойные и с задачей справлялись. Поэтому на базе воронежского управления вневедомственной охраны проводились семинары и совещания общероссийского масштаба.

90-ые годы вообще были сложными. Особенно я запомнил 1991 год. В это время создавались кооперативы, их начали «бомбить». И тут именно вневедомственная охрана пришла на помощь «коммерсантам», взяв их объекты под милицейскую охрану.

В 2000-ых годах уже другие случаи были. В это время чаще всего совершали кражи из квартир. И преступники стали технически более подготовленными. Появилось много различной аппаратуры, которая позволяла вору проникнуть в помещение не замеченным.

- Вспомните самые необычные преступления?

- Запомнилось ограбление библиотеки в Центральном районе Воронежа – на улице Театральная. Там стоял магнитофон, который и приглянулся преступникам. Причём аппарат, как потом выяснилось, был в неисправном состоянии. Но, что бы его украсть преступники пробили пол, чтобы забраться в помещение.

Интересная ситуация также была в воронежском овощном магазине на улице Невского. Ночью из помещения украли сейф. Тогда у таких магазинов выручка была колоссальная. Я приехал на место, опросил продавца. Оказалось, что в сейфе денег не было. Там лежали билеты на троллейбус на 80 рублей, старый приёмник и накладные. Спрашиваю у продавца, а где деньги? Она подходит к мусорной корзине, разгребает очистки от картошки, лука, шелуху какую-то и достаёт деньги в целлофановом пакете. Подобных «мер защиты» я, честно, раньше не видел.

К слову, тогда за кражу был большой спрос с милиционера – как минимум дисциплинарное взыскание. По каждому негативному случаю проводили служебное расследование. Многих освобождали от должности.

- Как вы оцениваете нынешнее положение дел во вневедомственной охране?

На вооружении стоят самые передовые технологии. Сотрудники проходят постоянную боевую и физическую подготовку, а для отдельных категорий проводятся мероприятия по повышению квалификации в специализированных высших учебных заведениях.

На мой взгляд, какие бы не были поставлены перед службой вневедомственной охраны задачи- они будут выполнены в полном объёме.

Автор: Евгения Полухина

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.