Как войдет в историю современная эпоха застройки Воронежа

Как войдет в историю современная эпоха застройки Воронежа

Эксперты рассказали о следе новостроек в архитектурной среде

Массовая жилая застройка войдет в историю Воронежа как «гонка за квадратными метрами», считают эксперты в области  архитектуры, краеведения и дизайна. Корреспондент интернет-газеты «Время Воронежа» расспросил специалистов, есть ли в Воронеже современная архитектура и какое наследие строители оставят городу.

Одним из поводов опроса стал круглый стол об архитектуре и градостроительстве, ставший частью воронежского «Бала прессы». Подводя итоги встречи, дизайнер Оксана Знова отметила, что воронежский строительный рынок становится на путь монополизации. А в отсутствии конкуренции Воронеж ждет архитектурный застой.

– Что дало архитектуре падение СССР? Какие в нашем городе появились здания, которые бы говорили, что началась другая, лучшая эпоха? В нашем городе так много молодых талантливых архитекторов. Но они не получают ни задач, ни оплаты труда, достойной интереса. «Участникам рынка желательно подешевле построить и побыстрее продать», —написала она в своем бизнес-блоге.

Председатель правления областного отделения Союза архитекторов России Станислав Сорокин рассказал, что примеры современной архитектуры в Воронеже есть:

– Современной архитектурой я считаю даже кинотеатр «Спартак». Почему современной? Это реконструкция, но извините, это современный подход к архитектуре. То есть, он сохранил внешний вид здания и традиции, и в то же время – придал ему современный вид. 

Однако наша эпоха запомнится горожанам скорее как время «жилых коробок». По словам Станислава Сорокина, объемы строительства на душу населения в Воронеже примерно в четыре раза больше, чем в Москве.

– Почему архитектура стала такой? Это время пришло, чтобы люди были обеспечены жильем. У нас очень многие живут в таких плохих условиях, в каких в XXI веке не должны жить. Вот поэтому власти на этом этапе, может быть вынужденно, сделали ставку на массовое строительство. Оно чистое, аккуратное, но, к сожалению, есть обратная сторона медали – то, что средой обитания людей становятся «коробки», – поделился Станислав Сорокин.

Глава общественного совета при управлении архитектуры Воронежской области Ольга Рудева  отметила, что Воронеж не смог перенять столичный опыт в области застройки:

– Приезжая в Москву, всегда нахожу время посмотреть вблизи новостройки. И часто восхищаюсь. В Воронеже не назову ни одного здания, построенного недавно и вызывающего восторг. Но здания, не вызывающие отторжения, есть.

Но вряд ли какое-то из жилых зданий сможет когда-нибудь стать объектом культурного наследия.

– Разве мы сейчас говорим о «хрущевках»? Разве мы сейчас говорим о советском модернизме? Может быть, через сто лет мы поменяем отношении и, допустим, будем любоваться Воронежским концертным залом и Дворцом пионеров. Не знаю. Многоквартирные точно не запомнятся, — считает Ольга Рудева.

Архитектор Анна Азизова-Полуэктова считает, что современная ситуация в местном строительстве во многом зависит от воронежской архитектурной школы:

– Поэтому мы здесь не увидим зданий в стиле Даниэля Либескинга или Захи Хадид (всемирно известные архитекторы-деконструктивисты). Насколько работает наша школа – настолько обновляется архитектурный облик города.

По мнению эксперта, современная эпоха может оказаться временем ошибок, которые в будущем придется исправлять.

– На самом деле, любая архитектура отражает экономику эпохи и, конечно же, уровень образования. В любом городе, если приглашают каких-то зарубежных архитекторов, значит есть деньги. Что касается Воронежа, его архитектуры – тут, может быть, скажут что были ошибки, которые потом мы исправили. Но все-таки я думаю, что Воронежа – это более камерный город. И мы к нему должны очень бережно относиться. Может быть, как-то пересмотреть  политику высотного строительства в центральной части и перейти к домам средней этажности, если мы говорим о жилье, – отметила Анна Азизова-Полуэктова.

Архитектор добавила, что заказчики часто жертвуют красотой и современными решениями ради небольшой экономии.

– Можно посетить строительные выставки и понять, что в Воронеж очень многое не доходит. Ведь чтобы это применять, нужны средства и архитектор, способный сказать: «Нет, ребята, мы делаем так, а не иначе, потому что это красиво, круто, и мы выдвинемся вперед». Такого не происходит. Заказчик сейчас к архитектору прислушивается опосредованно. Сейчас время изменилось – заказчик гонится за квадратными метрами, а не за мнением архитектора, – объяснила Анна Азизова-Полуэктова.

Автор: Александр Михайлов

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.