Мусорная реформа в Воронежской области заработала с начала этого года. И те проблемы, которые на старте волновали жителей, власть, региональных операторов, уже решены, но к ним присоединились новые «болевые точки». На состоявшемся в Воронеже круглом столе экспертное сообщество и региональные операторы ООО «Вега», ОАО «Экотехнологии», ГУП ВО «Облкоммунсервис» обсудили ход реализации мусорной реформы.
Глава департамента ЖКХ и энергетики Максим Зацепин, представители Росприроднадзора, муниципалитетов и экоактивисты обозначили новые проблемные точки реформы и пути решения. Модератором выступил CEO черноземной коммуникационной группы «Абирег» Дмитрий Орищенко.
Среди сложностей во время старта мусорной реформы участники вспомнили, что во многих районах жители жаловались на «мертвые души» в квитанциях, высокую стоимость услуг регоператоров, отсутствие контейнеров и личных договоров на оказание услуг.
Однако на сегодняшний день наблюдается положительная динамика. Платежная дисциплина растет так же, как и охват населения услугой во всех кластерах, отметил Максим Зацепин.
Глава Поворинского района Александр Леонов отметил, что плата для жителей выросла незначительно: со 100 рублей с человека в месяц до 108 рублей. При этом, район стал первым, где на мусороперерабатывающем комплексе работает линия переработки пластика.
Органы местного самоуправления проводят работу по оборудованию новых контейнерных площадок и установке контейнеров. С начала 2020 года в Воронежской области оборудовано более 800 контейнерных площадок, закуплено и установлено 3,3 тыс. контейнеров. Район-лидер здесь – Калачеевский. Представитель райадминистрации Александр Ярцев сообщил, что местные власти нашли средства для покупки 1,5 тыс. контейнеров и полностью закрыли потребность.
Что касается проблемы «мертвых душах», то замдиректора ООО «Вега» Иван Попенков отметил, что в Панинском и Бутурлиновском кластерах не все главы районов идут навстречу регоператору.
– ГИС ЖКХ не меняется годами, и мы не знаем реальное количество граждан, проживающих на территории. Например, человек умер, а на него тоже рассчитывается тариф. Понятно, что возникали возмущения людей. Но что мы могли сделать? Районные власти ссылались на защиту персональных данных и отказывались предоставлять реальные списки, – рассказал о проблеме «мертвых душ» Иван Попенков.
Впрочем, регоператор уже практически решил проблему. Представители компании отметили, что все жители, не согласные с данными своего личного счета, уже обратились в компанию. В итоге первоначально заявленное количество 350 тыс. пользователей на территории «Веги» сократилось до 220 тыс. человек.
Все регоператоры отметили также и проблему уклонения от оплаты юрлиц. Гендиректор ОАО «Экотехнологии» Михаил Батищев указал на низкий процент заключенных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с юрлицами. Он отметил, что закон обязывает и ИП, и дачные кооперативы, и садовые товарищества заключить договор с регоператором и оплачивать услуги по вывозу мусора. Однако в законе нет четкого наказания за уклонение, поэтому юрлица часто пользуется «чужими» контейнерами или даже устраивают несанкционированные свалки. Это ведет к росту платежей за услуги по обращению с ТКО для законопослушных граждан, к появлению несанкционированных свалок, ликвидация которых осуществляется за счет местных бюджетов.
В итоге было выдвинуто предложение всем регоператорам обращаться в прокуратуру и Роспотребнадзор, чтобы ведомства проводили проверки юрлиц на соблюдение санитарных норм при накоплении и утилизации отходов. И в дальнейшем выписывали предписания и штрафы.
Эксперты также обсудили планы облправительства по открытию свалок для временного хранения ТКО. Такое решение может быть принято из-за перегруженности существующих полигонов. По логике властей, спецтехника регоператоров будет утрамбовывать большое количество мусора на временных местах хранения и затем уже вести его на полигон.
Однако директор регоператора ООО «Вега» Оксана Сомова высказала сомнения в правильности такого решения. По ее мнению, это приведет только к увеличению тарифа. Так как «временные» свалки все равно придется рекультивировать через несколько лет, а техника компании уже проделывает работу по утрамбовыванию мусора без дополнительного «перевалочного» пункта. Представители власти пообещали тщательно изучить возможность такого решения.
Более того, сами полигоны порой нарушают законодательства и принимают отходы, запрещенные к захоронению. Замруководителя Центрально-Черноземного управления Росприроднадзора Вячеслав Перегудов сообщил, что проверки ведомства выявляют захоронение, например, резиновых шин. Что недопустимо, так как данный вид отходов входит в перечень пригодных для вторичной переработки.
Воронежские экоактивисты Екатерина Хомич и Анна Слепокурова обозначили проблему популяризации раздельного сбора. Они сообщили, что только усилиями местных экологов невозможно приучить жителей к экологической культуре и предложили обустроить в каждом районе города по одной крупной площадке, где жители смогут раздельно сдать максимальное количество фракций, включая опасные отходы.
В Воронеже и Семилуках уже готовятся к реализации проекты раздельного сбора, на которые из облбюджета выделят 500 млн рублей. Эти средства направят на оборудование площадок в Ленинском и Центральном районах Воронежа, Семилуках и Девице. В мэрии «Времени Воронежа» рассказали, что уже готовится документация по тендерам на закупку контейнеров и организацию площадок раздельного сбора, на которых жители должны будут разделять мусор на «сухой», «мокрый» и пластиковый.
Напомним, территориальная схема обращения с отходами предполагает строительство в Воронежской области 19 полигонов за 2,1 млрд рублей к 2028 году, 17 из которых будут оснащены мусоросортировочными линиями. На сегодня в регионе работают три мусоросортировочных комплекса – в Семилукском, Поворинском и Россошанском районах, а также мусоросортировочная линия в Новоусманском районе. Уже готовятся к вводу в эксплуатацию два мусоросортировочных комплекса в Павловском районе и Борисоглебске. Ведется проектирование еще шести полигонов ТКО с мусоросортировочными комплексами – в Калачеевском, Поворинском, Грибановском, Бобровском, Бутурлиновском и Россошанском (только полигон) районах.
Автор: Анастасия Борцова
Комментарии