В городской думе Воронежа 30 ноября прошли публичные слушания по проекту Стратегии социально-экономического развития Воронежа до 2035 года. Над документом больше двух лет работали более 100 специалистов, а конкурс на разработку документа выиграл ВГУ. Но горожан проект, очевидно, не слишком заинтересовал — зрителей, не связанных с местной властью и университетом, было меньше десяти человек.
Большой зал думы был полупустым. Встречу с общественностью присутствием не удостоили ни мэр Вадим Кстенин, ни спикер гордумы Владимир Ходырев. Самым большим был список представителей ВГУ, некоторые из которых даже выступили с критикой проекта.
Честь представлять документ выпала и.о. первого заместителя мэра по стратегическому планированию, экономике и финансам Андрею Жаглину и заведующему кафедрой экономики и управления организациями ВГУ профессору Юрию Трещевскому. Андрей Жаглин описал объемный документ максимально кратко, тем более познакомиться с ним могли все желающие. Проект содержит три стратегических цели, касающихся развития человеческого капитала, инновационного и производственного сектора, комфортной городской среды.
Много внимания авторы концепции уделили системе образования, в том числе строительству новых учебных заведений и ликвидации второй смены в школах. Однако с таким подходом оказались согласны не все. Например, многодетная мать и автор проекта «Дом семьи» Елена Яковец отметила, что строительство только школ или детских садов не рационально. По ее мнению, нужно делать многофункциональные комплексы, которые при изменении демографической ситуации могли бы превращаться из детских садов в школы и обратно. К тому же, можно было бы предусмотреть развитие семейного образования, которое сейчас довольно популярно: это бы помогло разгрузить школы и сэкономить деньги на строительстве новых. Елена Яковец также отметила недостаточную проработанность демографических вопросов, так как полагаться только на миграцию было бы неправильно.
Юрий Трещевский рассказал присутствующим о поступавших авторам концепции предложениях, многие из них касались городской среды, в частности транспорта. Так, горожан волнует вопрос доступности общественного транспорта для инвалидов, введение интеллектуальной системы управления городским транспортом, умные остановки, перехватывающие парковки и создание единого электронного проездного. Профессор отметил, что введение последнего стратегия не предусматривает. Также спорной позицией он назвал предложение о децентрализации города: превращение его центра в место отдыха, а не работы.
Доклад Ольги Небольсиной, представлявшей ГК Хамина, собравшиеся не поняли. Она от лица группы попросила внести в стратегию проект развития поселка Солнечный под Воронежем. Авторы проекта предложили рассматривать Воронеж не только в границах городского округа, но и учесть ближайшие пригороды, которые образуют Воронежскую агломерацию.
Политолог Дмитрий Нечаев сорвал аплодисменты. В начале выступления он выразил почтение авторам концепции, а потом раскритиковал проект в пух и прах. По его мнению, в предложенном варианте нет ни цели, ни генеральной миссии.
— Мы больше не столица Черноземья, мы заурядный город средней полосы России, — заявил Нечаев.
Он также отметил, что перед подготовкой замечаний объехал город «как эксперт». И обнаружил огромный неучтенный пласт экономики — гаражи. По мнению политолога, на «гаражную» теневую экономику приходится не менее 20% совокупного дохода. Туда, по его словам, не добираются чиновники и налоговики, зато ходят полицейские, что, по мнению Дмитрия Нечаева, является коррупционным фактором.
Доцент ВГУ Дарья Щеглова говорила о транспортных проблемах. В частности, спросила у авторов стратегии, что кроется за названием «рельсовый транспорт» — метро или трамвай. Именно последнего, по ее мнению, не хватает Воронежу. Также она отметила, что строительство новых дорог и развязок не решает проблемы пробок в долгосрочной перспективе. По ее мнению, власти должны снижать потребление автомобилей, только так можно спасти город от коллапса. Микроавтобусам также не место в городе-миллионнике, они могут обслуживать ночные маршруты (которые тоже стоит предусмотреть) и перевозки из небольших пригородов. Отсутствие в проекте единого проездного автор доклада также считает грубой недоработкой.
Руководитель центра «Карьера», активист и блогер Сергей Муштенко, который участвовал в конкурсе на должность мэра Воронежа, также представил свои замечания к проекту. Первый его тезис совпал с концепцией. Сергей Муштенко настаивал на развитии человеческого капитала, так как молодые, образованные и здоровые люди создают наибольшую добавленную стоимость, и тут с ним сложно спорить. Этот тезис вызвал возмущение коммуниста Константина Ашифина, который спросил, что же делать с детьми и пенсионерами. Докладчик легко нашелся, дети и пенсионеры, в его представлении, ходят в театры и музеи, то есть являются активными потребителями.
Дальше Сергей Муштенко перешел к вопросам экологии. Его, как и многих жителей города, заботит вопрос неприятного запаха в городе и грязное водохранилище — «голубая жемчужина» города, где никто не купается. Общественник вспомнил и о никелевых месторождениях, он призвал наложить мораторий на добычу никеля и урана: «Раньше говорили «петрушка из Припяти» и «картошка из Чернобыля». Вы что, хотите «укропчик из Воронежа»?
Обратились и к опыту развитых стран: пока авторы стратегии решают, что делать с маршрутками, страны Западной Европы к 2029 году намерены отказаться от бензиновых и дизельных двигателей.
— Так что это не 2035, а максимум девятнадцать с половиной, — заключил общественник, комментируя тему развития транспорта.
Когда слово дошло до горожан, регламент забыли. Активные граждане настаивали на необходимости строительства катков и развитии заброшенных домов культуры, спрашивали у городских чиновников, правда ли, что всех владельцев старого жилья будут переселять в Шилово.
Голос председателя рабочего органа по организации слушаний Андрея Жаглина был почти неслышен за жаркой дискуссией пенсионеров и городских чиновников. Он пообещал, что авторы проекта обязательно учтут все предложения.
Автор: Дарья Бородина
Комментарии