Теперь, когда Алексей Гордеев перестал быть главой Воронежской области, его имя довольно быстро сойдет со страниц прессы, а время его губернаторства, не исключено, будут периодически вспоминать с нотками ностальгии. Но пока мы еще не ушли далеко, пока поток событий не принес нам новых имен и впечатлений, попробуем зафиксировать некоторые точки деятельности Гордеева на территории, которая была ему вверена с 2009 по 2017 годы.
Эпоха просвещения и подобострастия
Первыми начнут тосковать об эпохе Алексея Гордеева, безусловно, деятели культуры. Он с самого начала дал понять, что местный уровень культуры его не устраивает, что дела на этом поприще следует вести с большим размахом. Уже в первые дни пребывания на посту губернатора Алексей Гордеев впечатлил прессу способностью воспроизводить длинные цитаты из произведений Андрея Платонова – не самого, заметим, простого писателя.
И когда он инициировал создание большого фестиваля искусств, то никто не удивился, что форуму было дано имя Платонова. Да, Платоновфест стал самым, пожалуй, знаковым событием Воронежа из тех, что происходят регулярно. И в последний день работы Алексей Гордеев показал, насколько ему важно его детище, встретившись с худруком фестиваля Михаилом Бычковым и обсудив с ним программу очередного форума.
Михаил Бычков, стоит сказать, с самого начала был отмечен губернатором. Гордеев с супругой посещали все премьеры Камерного театра. Глава области приложил массу усилий к тому, чтобы у этого самобытного коллектива появилось, наконец, собственное современное здание. Худрук театра и идеолог Платоновфеста искренне платил губернатору монетой признательности. Например, в интервью татарстанскому изданию он говорил о Гордееве так:
– Бывший федеральный министр и вице-премьер российского правительства, он очень просвещенный человек. Он приехал в наш сельскохозяйственный регион с пониманием, что начинать менять что-то к лучшему нужно с создания комфортной культурной среды. Это очень правильное понимание. И очень редкое у нас, к сожалению. Губернатор Гордеев ходил со своей семьей в воронежские театры, причем не с кортежем и по спецпропускам, а покупая билеты.
Но если комплимента Михаила Бычкова в адрес губернатора можно считать сдержанными, то у другой части воронежской творческой интеллигенции иногда чувство меры отказывало. Достаточно вспомнить некоторые культурные издания, которые в канун губернаторских выборов 2014 года выпускали спецномера, суть которых сводилась к тому, что до Гордеева здесь была выжженная пустыня, и только он и его супруга смогли зажечь в глухой Воронежской области свет культуры.
Очевидно, что некоторые деятели культуры (как, впрочем, и политики, и бизнесмены) быстро поняли, что губернатор падок на лесть. В этом их убедила проведенная губернаторским аппаратом реформа местных СМИ, в результате которой из медиа начисто исчезли даже намеки на то, что отдельные проявления неблагополучия могут быть связаны с деятельностью Алексея Гордеева.
Если же говорить о культуре, то еще из главного, что удалось сделать Гордееву в этой деликатной сфере – завершение реконструкции исторического здания драмтеатра, к которому вернулось дореволюционное название «Зимний театр». Ни один его предшественник не мог справиться с этой дорогостоящей задачей, а он – смог.
Другое дело – цена вопроса. Реконструкцию произвела компания «Выбор», принадлежащая депутату облдумы Александру Цыбаню. И после этого «Выбор» стал одним из фаворитов местного строительного рынка.
Здесь мы вынуждены обратить к результатам деятельности Алексея Гордеева в другом секторе – строительном.
«Ковровое» домостроение
По состоянию на июнь 2010 года в Воронежской области в реестре обманутых дольщиков числились 4,5 тыс. человек. Они выходили на площадь Ленина, перекрывали центральные магистрали, требуя, чтобы власти решили их проблемы. И власти, в общем, решили, применив схему, которую до той поры в России никто не применял.
Суть ее состояла в том, что квартиры обманутым дольщикам предоставляют крупные строительные компании, которые в обмен получают различные преференции, самая главная из которых – возможность застраивать жилыми коробками самые престижные места в городе.
В июле текущего года председатель комитета облдумы по ЖКХ, энергетике и тарифам Татьяна Головачева назвала сумму, в которую обошлось бюджету предоставление квартир тем 4,5 тыс. человек – 12 млрд рублей. Чтобы был понятен масштаб, скажем, что доля собственных доходов в бюджете города Воронежа на 2017 год составила 8,8 млрд рублей.
Но Татьяна Головачева считала только прямые убытки. А сколько было потеряно в результате «коврового» застраивания городских территорий – подсчитать невозможно. Так же, как невозможно просчитать ущерб, нанесенный взаимным развращением застройщиков и чиновников, отвечающих за строительный сектор.
Само собой, глава области не мог не чувствовать, что контроль в этой сфере иллюзорен, что дело пущено на самотек. Но нанести удар он смог лишь по последствиям, а не по причинам. Так родилось дело об «архитектурном бандитизме».
И здесь будет к месту поговорить о сути взаимоотношений Алексея Гордеева с местными правоохранительными структурами.
Сила на силу
Теперь кажется, что первая половина губернаторского срока Гордеева прошла с этой точки зрения спокойно. Он в одиночку, без участия правоохранителей распутывал то, что сам же назвал «коррупционным клубком» в местной власти. Любой сторонний наблюдатель понимал, что таким образом новый губернатор пытается избавиться от людей, которые ему ничем не обязаны, а для такой задачи сгодится любое публичное обвинение.
Поэтому неудивительно, что в тот период не был осужден ни один из более или менее заметных чиновников областного или городского уровня.
А затем грянуло «дело Трубникова» - когда выяснилось, что главный дорожник области (и по совместительству – брат личного водителя губернатора) берет большие взятки. Брали Трубникова в мае 2013 года федеральные силовики, Алексей Гордеев про то, что тот находится в разработке, очевидно, не знал: официальная реакция облправительства на скандал была запоздалой и невнятной.
Потом опять наступило некоторое затишье, пока в 2015 году в неконтролируемых властями электронных СМИ не стали появляться сообщения о том, что губернатор и его приближенные пользуются в личных целях вертолетами, обслуживающими Центр медицины катастроф. Эти сообщения сопровождались снимками и видеосюжетами, и было очевидно, что имеет место «слив», и что такой информацией может обладать только местное управление ФСБ, поскольку никакая другая структура не в состоянии вести оперативное наблюдение за чиновниками высокого ранга.
Однако в конце того же года на Камчатке был вынесен приговор трем воронежским бандитам, пытавшимся убить офицера ФСБ, а в прессе (в том числе в интернет-газете «Время Воронежа») прошли публикации о возможной связи руководства управления, высших чинов полиции и криминалитета. Мы тогда приводили версию, согласно которой «вертолетный слив» был своего рода отвлечением на негодный объект: требовалось переключить внимание публики от судебного процесса, идущего на Камчатке.
В итоге прежний начальник УФСБ Александр Клопов оставил должность, управление возглавил Олег Нефедов, и изменения не заставили себя ждать.
Ладно, дело судей и адвокатов формально не касается губернатора. Но про «архитектурный бандитизм» Алексей Гордеев заявил за сутки до того, как сотрудники УФСБ и следователи пришли за главным архитектором Воронежа Антоном Шевелевым.
Создалось благоприятное для Гордеева впечатление, что глава области был заранее проинформирован о том, что силовики собираются задержать чиновника за взятку. Но в делах хохольского префекта Павла Пономарева и новоусманского главы Владимира Чернышова такой синхронности уже не наблюдалось. Оба раза оперативные действия в муниципалитетах явились неожиданностью для областной власти, и оба раза губернатор реагировал с запозданием и без энтузиазма.
Впрочем, правильно понимая заданный в канун президентских выборов тренд на борьбу с коррупцией, Алексей Гордеев брал себя в руки и старался соответствовать требованиям текущего момента. Тот же Чернышов ушел в отставку не после того, как его дочь поместили в СИЗО, а после того, как губернатор направил в его район антикоррупционную комиссию.
Однако было бы совершенно неверным рассматривать личность Гордеева так уж однобоко. Вспомним историю его взаимоотношений с тем же Михаилом Бычковым. Так уж вышло, что худрук Камерного театра и Платоновского фестиваля посчитал необходимым сделать несколько заявлений, которые можно счесть политическими. В частности, он выступил в поддержку арестованных бывшего директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского (являющегося также куратором воронежского фестиваля «Маршак») и главного бухгалтера «Седьмой студии» Нины Масляевой, а также режиссера Кирилла Серебренникова. Кроме того, в некоторых интервью Михаил Бычков сравнил происходящее сегодняшние события с политическими репрессиями 1930-х годов.
По нынешним временам такие поступки можно считать мужественными и рискованными. Но всякий раз после заявлений Михаила Бычкова губернатор Алексей Гордеев приглашал его к себе в кабинет, где они, согласно релизам, обсуждали программу Платоновского фестиваля, либо беседовали на какие-нибудь другие культурные темы.
Тем самым Гордеев публично давал понять, что Бычков находится под его защитой. А такие вещи дорогого стоят.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии