Три недели назад обозреватель интернет-газеты «Время Воронежа» Виктор Лиходзиевский написал авторскую колонку «Назад в май», в завершение которой выдал на гора мысль о том, что, мол, русские с украинцами должны объединиться и «обратить оружие против тех, кто нас развел», то бишь, «против англосаксов».
Вообще-то в журналистике редко бывает, что один журналист открывает публичную дискуссию с другим, да ещё и из своего же издания. Помнится, в конце 90-х была такая многосерийная дискуссия между вечными антагонистами, тогдашними главредами «Воронежского Курьера» и «Берега», условным либералом Дмитрием Дьяковым и условным почвенником-консерватором Святославом Ивановым. Один напишет полполосы в своей газете, другой ему на полосу отвечает. И длилось это довольно долго. Вот, вроде бы и всё. Но в нашем случае так получилось, что мы с Виктором Лиходзиевским тоже антагонисты по своим политическим взглядам, да ещё и сидим в редакции за соседними столами. Казалось бы – да возьмите бутылку и поспорьте в «реале». Но колонка моего коллеги уже написана, и уже стоит на сайте. И, раз пошла такая пьянка (это насчет бутылки), значит, придется ему ответить здесь.
9 мая я, после некоторого раздумья, решил влиться в ряды «Бессмертного полка» с портретом моего отца, умершего 5 лет назад ветерана войны, полковника. Терпеть не могу всякие массовые акции, за исключением рок-концертов, но, тем не менее, пошёл. И пусть всякие ура-патриоты сделали на этой акции свой ура-патриотический пиар, пусть они визжали о каком-то там «единении всей страны». Честно говоря, на их визги я плевал. Потому что я был не с ними, а со своим отцом.
С самого детства я любил расспрашивать его о войне. И все его рассказы я помню до сих пор. Так вот, он никогда не отзывался плохо об англо-американских союзниках. Наоборот – с уважением говорил об оборудовании и технике, одежде и продуктах, которую они поставляли СССР по ленд-лизу, о том, как пристально следили он и его сослуживцы за боевыми действиями на других фронтах второй мировой войны. И речь не только о так называемом «втором фронте», открывшемся высадкой в Нормандии 6 июня 1944 года. Нет, война в Северной Африке тоже приковывала внимание советских солдат, особенно тех, кто, как мой отец, защищал Кавказ. Ведь мечты командующего Африканским корпусом генерала Роммеля простирались гораздо дальше захвата Каира и Александрии. Его цель была захватить весь британский Ближний Восток и, таким образом, подвигнуть Турцию вступить в союз с нацистской Германией и напасть на Кавказ с юга. И спасибо англичанам, которыми командовал генерал Монтгомери, что они выстояли и не подпустили немцев к Суэцкому каналу.
Пусть сейчас сторонники советского взгляда на историю второй мировой войны как под копирку пишут о том, что, дескать, войну в Северной Африке нельзя воспринимать всерьёз и сравнивать по масштабам с боями на Восточном фронте. Дело в том, что там была настолько узкая полоска прибрежной территории, вдоль которой можно было вести боевые действия, что присутствие большего количества войск с обеих сторон, даже, если бы оно было возможно, всё равно не имело смысла. Чуть отклонился южнее – и голая пустыня, в которой воевать, особенно на танках, европейцы просто не могут. Зато в мае 1943 года союзники, гнавшие Роммеля до Туниса, взяли в плен около 240 тыс. немецких и итальянских солдат и офицеров, причем «умеющих воевать» немцев было не меньше, чем итальянцев, которые воевали плохо. А сколько немцев взяли в плен под Сталинградом? 90 тысяч. Так что, и о масштабах боёв тоже можно поговорить.
Вообще это начавшееся в последние годы растаскивание по углам победы антигитлеровской коалиции, в которую входили СССР, Великобритания и США, уже имело место в советские времена. Шла «холодная война» и пропагандистское враньё о второй мировой войне лилось со всех сторон, как в англо-саксонских странах, так и в Советском Союзе. Сейчас происходит то же самое, причем, как всегда история повторяется в виде фарса – уж слишком анекдотично и нарочито.
Однако так было не всегда. Во время войны советские солдаты очень высоко ценили помощь союзников, равно как и союзники прекрасно осознавали, что три четверти немецких сухопутных войск были перемолоты русскими. В то же время две трети Люфтваффе были уничтожены западными союзниками. Причем, это если не считать, что чуть ли не половина существующей на тот момент немецкой авиации «ушла в небытие» во время «Битвы за Британию», еще за год до нападения Гитлера на СССР. Если бы вся эта воздушная армада оказалась в июне 1941 на Восточном фронте – лучше об этом и не думать. Что касается побед на море – то тут и подавно 90% заслуги англосаксов. И не надо жонглировать числами, пытаясь показать, что, мол, потери союзников несравнимы с потерями советских войск. Да, несравнимы. Но это ровным счетом ничего не доказывает. Потому что считать надо не кто сколько потерял, а кто сколько уничтожил. А в этом случае статистика говорит о том, что сказано выше.
При этом есть вещи, которые в принципе не поддаются исчислению. Как, например, оценить зависимость между бомбардировками союзной авиацией немецких военных заводов и наличием военной техники на Восточном фронте? Кто рискнет заявить, что уничтожение германской промышленности не приблизило победу советских войск?
Роль ленд-лиза, который на самом деле начал работать задолго до официального подписания договора (1 октября 1941 года), снова начали искусственно принижать. Мол, всего 4% от того, что производила отечественная промышленность. Ага, 4%. Только в них входили помимо танков, очень неплохих истребителей, и другого вооружения, также стратегические материалы, включая листовую сталь для замечательных советских танков Т-34, и легирующие добавки для брони, без которых эти Т-34 просто не были бы произведены. Да, «тридцатьчетверка» была выдающимся танком, но произведенным из американской стали. Даже взрывчатка и порох поставлялись нам американцами. И это, если забыть об одежде, продуктах, радиостанциях, локаторах и автомобилях. Да-да, 63,4% новых автомобилей, поступивших в советскую армию за время войны, были импортными. «Катюши» - замечательное изобретение, но они монтировались на «Студебеккерах».
Еще раз замечу, что во время войны советские люди всё это прекрасно знали. И никто не отрицал, что победа над нацистской Германией – это общая победа. Причем, без кого-то из участников антигитлеровской коалиции победа могла наступить значительно позже, если вообще она бы наступила (США могли, конечно, в одиночку справиться с Германией, сбросив в 1945 году атомную бомбу не на Хиросиму, а на Берлин, но без Великобритании и СССР у них бы не было плацдарма для такой атаки – межконтинентальных ракет тогда еще не существовало).
Но с началом послевоенного противостояния Запада и СССР коммунистические историки и пропагандисты роль союзников начали из памяти народной искусственно вымывать. С началом перестройки маятник вновь качнулся в другую сторону, а теперь вот всё повторяется по спирали. И некоторые мои коллеги начинают грезить о войне с англосаксами.
Надо отметить, что отдельные политические силы в постсоветской России уже давно, еще с середины 90-х начали противопоставлять англо-саксонский, «атлантический» мир континентальному, или «евразийскому». Правда, в то время эти «политологи» и «философы» считались ярко выраженными маргиналами и шизоидами, вызывавшими у нормальных людей только смех. Одного из духовных лидеров такой точки зрения, Александра Дугина, до последних 2-3 лет мало кто воспринимал всерьёз, считали чуть ли не клоуном. И вдруг, можно сказать, за считанные дни, безумные идеи этого «клоуна» мало того, что стали благосклонно восприниматься частью российской политической элиты, так еще и, благодаря пропаганде, получили распространение в народе. Все вдруг стали при каждом удобном случае, а особенно, если под водочку, рассуждать о скором конце англо-саксонского мира, и о том, что, мол, Россия этот конец ускорит.
Полноте, господа (и, кстати, «товарищи», коих среди «анти-англосаксов» довольно много)! О скором экономическом крахе Америки лично я слышу уже несколько десятков лет. А крах всё не наступает. А вот российскую экономику лихорадит всё чаще (если только это действительно лихорадка, а не агония). Вы что, всерьёз думаете, что так называемый «русский мир» может сокрушить так называемый «мир англосаксонский»? Вы температурку давно у себя измеряли?
И не надо вспоминать вторую мировую, и клеить себе на заднее стекло автомобиля наклейки типа «Можем повторить». Военную машину нацистской Германии СССР громил, имея экономически могущественных союзников. В существующем в горячечном ура-патриотическом бреду грядущем столкновении с «всемирными англосаксами» у России таких союзников не будет. И руководство страны, надо думать, это прекрасно понимает. Поэтому, дорогой коллега и его единомышленники, ни вместе с Украиной, ни без оной, скорее всего, ваша мечта не осуществится. И, слава Богу! Так что, потушите свой милитаристский запал, а, если свербит – поиграйте лучше в «Танки онлайн», выпустите пар.
Комментарии
Ирина
Наталия
1
Ирина
Наталия
Старик
Дорогой коллега
Старик
Андрей
1
Elly
Alex
Waltersr