Редакция интернет-газеты «Время Воронежа» находится совсем рядом с домом №45 по улице Никитинской, так что нам на глаза часто попадается бывший особняк агронома Вагнера, а ныне полуразрушенное строение без крыши, которое два года тому назад мэру Александру Гусеву обещал отреставрировать известный бизнесмен и меценат Владимир Бубнов.
И всякий раз, проходя мимо сумрачного дома с торчащими наружу рёбрами-балками, задаёшься вопросом: когда?
Данный вопрос, многократно повторённый, достиг своей критической массы и подвиг издание на исследование, чем же сегодня занят некогда медийно активный меценат Владимир Бубнов? В ходе мини-расследования выяснилось, что в последнее время активное в прошлом меценатство стало для бизнесмена как бы пройденным этапом. Сейчас в жизни Владимира Бубнова наступила стадия конверсии заработанного на меценатстве реноме в лоббирование при воронежской власти своих различных интересов. Это только наша версия. Впрочем, судите сами.
«Зачем-то понадавали кредитов»
Последнее по времени упоминание Владимира Бубнова в СМИ связано с его участием в открытии совместно с руководителем областного департамента имущественных и земельных отношений Максимом Увайдовым выставки в ДИЗО «Посвящение женщинам». Женщины, говорят, были польщены и довольны.
Однако совсем иные чувства испытали участники следующего по времени «засвета» Владимира Бубнова – на заседании в мэрии Воронежа, где подводились итоги деятельности строительной отрасли за 2014 год. Отметим, что раньше Владимир Бубнов контролировал гормолзавод «Лискинский», но продал его группе компаний «Доминант». И сейчас официально он строитель, руководитель воронежского Комбината строительных деталей.
И мэр Александр Гусев, как положено, собрал в мэрии на отчётное заседание в большом зале администрации города – строителей, риэлторов, банкиров, тех, кто ипотекой занимается, короче всех причастных к отрасли. Сам мэр побыл на заседании немного и ушел к губернатору Гордееву на планёрку как раз в тот момент, когда начались прения. Первым выступил директор ООО «Стэл-инвест» Валерий Лукинов. Традиционно призвал партнёров помогать друг другу. Затем на сцену вышел Владимир Бубнов, и его выступление, по рассказам очевидцев, стало настоящим гвоздём программы.
Ибо бизнесмен начал с того, что банки ему «зачем-то понадавали кредитов». А потом взяли, нехорошие редиски, и подняли ставки.
- Кто вам разрешал так? Надо принять здесь в администрации города чисто юридически решение обязать их вернуть ставки обратно, - предложил наш герой.
- Владимир Саныч, а вы зачем кредиты-то брали? Не заставлял же никто, - интересовались из зала. - Не забудьте ещё и доллар вернуть на 33 рубля!
Однако Владимир Александрович от этих злых шуток отмахивался и требовал, чтобы его предложение стенографист заседания занёс в протокол.
- Я набрал кредитов, вложился, что мне теперь делать? Цены на жилье не растут, кредиты растут, зачем мне это нужно? - на полном серьёзе вопрошал бизнесмен, как передаёт наш источник.
Человек из параллельной реальности?
Кто-то скажет, человек находится в параллельной реальности. Мы же поищем причину такого поведения под фонарём хотя бы у памятника Есенину или памятника Высоцкому.
Ведь не секрет, что Владимир Бубнов стал известен воронежцам, прежде всего, как предприниматель, благодаря которому в Воронеже появились памятники Сергею Есенину (2006 год) и Владимиру Высоцкому (2009 год). Стараниями мецената в городе появилась есенинская аллея, в начале которой и стоит памятник поэту. В 2012 году господин Бубнов инициировал установку скульптурной композиции «Профессор и студент», посвященную известному воронежскому архитектору Николаю Троицкому. Тогда же меценат открыл в Воронеже народный музей Сергея Есенина.
Так много сделавший прекрасного для города человек, конечно, может себе позволить на заседании в мэрии и что-то потребовать. Особенно – в кризис.
Кстати, именно с кризисом начальник городской культуры Иван Чухнов связывает то обстоятельство, что меценат позабыл о реставрации памятника архитектуры на улице Никитинская. А также о реставрации Дома купца П.Н. Гарденина, расположенного в переулке Фабричном, 22. Там, напомним, в качестве одного из вариантов рассматривался вопрос о проведении работ на основе государственно-частного партнерства.
- Реальные работы не начаты, поскольку слишком велика затратная часть. Особенно для настоящего момента экономического кризиса, - сообщил Иван Чухнов журналисту интернет-газеты «Время Воронежа». - Но переговоры продолжаются. По их завершению и можно будет говорить предметно о вкладе конкретного бизнесмена-мецената в реставрацию.
Завистники уже поговаривают, что и вклад Владимира Бубнова в установку в Воронеже памятников русским поэтам также требует предметного пересмотра. Дескать, (если говорить, например, о монументе Есенина) сам памятник привёз актёр Сергей Безруков. От города требовалось только потратится на постамент и благоустройство аллеи, причём, только малую часть этих затрат меценат может записать на свой счёт. Называлось даже соотношение: 80% - за администрацией, 20 % - за меценатом.
Мы обратились за информацией к тогдашнему мэру Воронежа Борису Скрынникову, который и привлёк Владимира Бубнова к спонсированию культурного проекта. Борис Михайлович подтвердил, что сам памятник ничего городу не стоил, ибо «был изначально у Сергея Безрукова», однако остальные работы взял на себя воронежский бизнесмен.
- Когда Сергей Безруков обратился в мэрию, Владимир Бубнов как раз попался мне на глаза, я спросил, как ты относишься к Есенину? Не хочешь сделать постамент и поучаствовать в установке этого памятника? И весь постамент он сделал, - рассказал Борис Скрынников.
- А мэрия Воронежа как-то вложилась в проект?
- Только своим физическим трудом. Даже мы с Бородецким (экс-главный архитектор Воронежа – прим. Ред.) яму копали, не потому что некому было, а чтобы привлечь внимание общественности к событию. Так что у Владимира Бубнова есть основание ставить себе в заслугу установку памятника Есенину, по той простой причине, что основание оплатил он.
Также экс-мэр Воронежа вспомнил, что всех гостей – от Сергея Безрукова до Никиты Высоцкого «привозил» Владимир Бубнов.
- Он на приемы, наверное, больше потратился, чем на сами памятники. Но бизнесмен он и есть бизнесмен. Ничего удивительного, если потом он захочет как-то обратить свою благотворительность себе в пользу, - заметил Борис Скрынников.
Понять и простить?
Если Борис Михайлович прав, то Владимир Бубнов ещё долго ждал. Пока не сменится губернатор Воронежской области. На ниве вспоможения воронежской культуре он познакомился с супругой губернатора Гордеева – Татьяной Александровной. «Вот, мол, до вашего прихода, я тут практически один в городе что-то делал, а теперь вместе сделаем Воронеж культурной столицей». Это мы, разумеется, передали то, как ситуацию описывают злые языки. Они же утверждают, что меценат начал с того, что подарил супруге губернатора несколько картин местных художников.
Про картины не знаем, сами не видели. А вот издание «Край Воронежский вдохновенный» с работами народного художника России Олега Савостюка Владимир Бубнов спонсировал. И первый же портрет в этой книге называется «Алексей Васильевич Гордеев», далее можно там обнаружить и портрет Татьяны Александровны Гордеевой.
Не будем утверждать, что здесь есть прямая связь, но всё чаще воронежские предприниматели первого эшелона стали слышать с самых верхов областной власти, что не надо обижать мецената Владимира Бубнова. Получается, что в случае конфликта бизнес-интересов лучше ему уступить? А также понять и простить?
Крайне недальновидно в этом плане повёл себя Союз строителей Воронежской области, который исключил Владимира Бубнова из состава Совета организации.
История эта довольно мутная, в прессе об этом ничего не писалось. По нашим данным, полученным от инсайдерских источников, строители Союза вознамерились написать открытое письмо по поводу противоречивой строительной политики в Воронеже. Дескать, одним в городе все проекты зарубают, а другим можно строить хоть за Никитинской библиотекой, хоть высотку - на проспекте Революции. Владимир Бубнов, как рассказывают наши источники, тут же направился прямо к губернатору Гордееву и доложил: поглядите, там чудаки какое-то письмо ваяют, вдруг оно повлияет на ваш рейтинг? Строителей вызвали на ковёр на площадь Ленина, 1. Открытое письмо так и осталось недописанным. Но коллеги отметили роль в этой истории господина Бубнова, и при обновлении Совета не включили его во вновь избранный руководящий орган Союза. Владимир Александрович попробовал протестовать, но ему дипломатично ответили, что повестка дня утверждена, через 3 года новые выборы председателя, можете к ним готовиться заранее.
Какие действия предпринял в ответ Владимир Бубнов, мы доподлинно не знаем. Скорее всего, снова пошёл на площадь Ленина, 1. И лучше бы так.
Ибо есть в недавней истории города конфликты с участием нашего героя, которые решались в уголовной плоскости. Но, надо признать, его сторона в них – это, как правило, сторона жертвы.
Первый инцидент случился в 2008 году во дворе дома № 46 на Кольцовской. Владимир Бубнов вышел из подъезда и собирался сесть в свои «Жигули». Когда он стал открывать дверь автомобиля, сработало заложенное под днищем «Жигулей» взрывное устройство, соединённое с дверью леской. Осколки устройства попали Владимиру Бубнову в левую ногу. С тех пор бизнесмен заметно хромает.
Второй эпизод известен в Воронеже под названием «дело о нападении с кислотой». Владимир Бубнов поссорился со своим бывшим партнёром экс-вице-спикером Воронежской облдумы и бывшим лидером реготделения партии «Родина» Сергеем Жуковым. Чтобы враждовать с персонажем, считавшимся племянником супруги экс-губернатора Владимира Кулакова, надо иметь определенную смелость. Так вот, сначала Бубнов и Жуков-младший (у него есть старший брат, депутат гордумы Александр Жуков, недавно отнявший через суд дочку у бывшей молодой супруги) делили участок земли на левом берегу Воронежа на пересечении улиц Брусилова и Ленинградской, предусмотренный под строительство офисно-жилого комплекса. Интересы Владимира Бубнова в созданном под проект ООО «МВИ» представляла его родственница Марина Шеронова. В результате партия Бубнова переиграла партию Жукова. Арбитражный суд признал сделку о продаже Мариной Шероновой 50% долей ООО «МВИ» Галине Денисовой, супруге Жукова, ничтожной (другие 50% контролировала семья Жуковых). Суд решил, что подписи на документах о продаже долей, а также об участии Шероновой в собрании дольщиков, одобривших финансовую операцию, не являются подлинными. Привело это к тому, что летом 2010 года Сергей Жуков плеснул в лицо Шероновой серной кислотой. В ходе следствия и суда Жуков получил пять лет лишения свободы. Роль Владимира Бубнова как бы осталась вне кадра. Но осадочек у наблюдателей остался.
У интернет-газеты «Время Воронежа» в свою очередь остались следующие вопросы к Владимиру Бубнову.
Продолжать ли нам, и жителям Воронежа, считать Вас меценатом?
Если да, то когда дом на Никитинской улице приобретёт свой изначальный вид?
Или властям Воронежа уже следует искать другого государственно-частного партнёра, поскольку «бизнесмен и меценат» Владимир Бубнов переквалифицировался в кого-то другого?
Комментарии
Петр Смирнов