Воронежский Горсовет: как «депутаты» будут принуждать власти к выполнению наказов избирателей и к чему пародия на выборы?

[обсуждение]

В Воронеже набирает обороты кампания по выборам в общественный горсовет, члены которого, будучи избраны горожанами, призваны доносить до властей проблемы города. Несмотря на то, что организация анонсирована как неполитическое объединение, она уже заручилась публичной поддержкой как минимум трех политиков – бывшего министра финансов России либерала Алексея Кудрина, губернатора-единоросса Алексея Гордеева и депутата Воронежской облдумы коммуниста Константина Ашифина, а одним из кандидатов в ее члены выступает Роман Хабаров, заявляющий о желании баллотироваться в мэры.

Кампания по выборам в горсовет проходит на фоне дефицита легитимности избранной гордумы. Она была дискредитирована уголовными делами против депутатов из группировки «Родной Воронеж». А к их появлению в свое время привели заявления губернатора Гордеева про «коррупционный клубок, нити которого ведут к руководству города». Правда, к реальным посадкам они не привели. В частности, уголовное дело бывшего вице-спикера гордумы Леонида Зенищева благополучно развалилось.

В будущий горсовет войдет 21 депутат. Интернет-пользователи уже нарекли их очередными захребетниками. Как надеются инициаторы горсовета, депутатов выберут от 100 до 500 горожан. Но в условиях практически нулевого гражданского общества естественным образом фиксируется острая нехватка и кандидатов, и избирателей. 

Работа по формированию общественного представительного органа, впрочем, кипит. Кипит так бурно, что, например, 18 мая в парке у Дома офицеров прошла встреча инициативной группы, занимающейся подготовкой к выборам, с возможными избирателями и кандидатами. Ну, или, проще говоря, прохожими. По сообщению одного из кандидатов Георгия Мацуги, на встрече впервые за все время работы над проектом «появился плакат». Его – цитата – «нарисовал Анатолий Кравченко благодаря помощи Дмитрия Черенова, Дмитрия Обухова и Владимира Комарова. Комаров принес держатель для плаката, в который последний и был закреплен. Было заметно, насколько сильнее прохожие стали обращать внимание на мероприятие после появления плаката». Страшно даже представить, какой поднялся бы ажиотаж, начни кандидаты разливать водку.

Понятно, что я иронизирую. Но если рассуждать о перспективах общественной организации серьезно, то при всей нежизнеспособности будущего горсовета из-за отсутствия у его инициаторов видимых финансовых и политических ресурсов он, тем не менее, пытается играть в нише, которая сейчас не занята никем, кроме народа. Я имею в виду отсутствие его представительства во всех наших Совфедах, Гос- и гордумах.

«Горсовет - институт оказания влияния на городскую власть, надзора и контроля над властью, оказания содействия власти в решении городских проблем, представления интересов воронежцев в мэрии и гордуме, аккумуляции запросов, проблем и чаяний горожан, выявления проблем, проведения общественных слушаний, выработки решений», - так сформулировал идею будущего общественного представительного органа Роман Хабаров. Вся штука в том, что, если бы вместо слова «горсовет» в его определении стояло выражение «городская партия» (ну, или блок), ничего бы не изменилось.

Однако главная проблема общественного представительного органа, на мой взгляд, в том, что при декларировании полной аполитичности при его создании используются обычные политические механизмы, которые во многом дискредитированы в России Чуровым и Ко. А в целях самопиара привлекается внимание Алексея Кудрина, Алексея Гордеева и коммуниста Константина Ашифина. К тому же не очень понятно, как депутаты будущего горсовета собираются принуждать власть к выполнению наказов своих избирателей (не плакатами же, в самом деле) и зачем вообще нужно было городить огород с пародией на выборы. Зарегистрировались в Минюсте и вперед – доносить власти о проблемах.

Другой актуальный вопрос заключается в том, что собираются делать будущие депутаты, если избиратели все-таки потребуют от них именно политического влияния. А в случае, если горсовет не станет фикцией, то потребуют. Согласно последним соцопросам, россияне (и воронежцы, само собой, тоже) все большее значение придают условиям жизни, комфорту и защищенности - по сравнению с тем же увеличением зарплаты. Растет популярность идеи социальной справедливости. Но власти, конечно, легче прибавить зарплату и индексировать пенсии, чем разбираться с коммунальной сферой.

Более того, надо понимать, что ресурсы самой администрации Воронежа, чтобы решать проблемы города, ограничены. Горбюджет в пять раз меньше, чем областной (порядка 13 млрд против 67 млрд рублей). Так что просить у властей придется самую малость – скамейку, велодорожку, мусорный бак. А кроме того нужно каким-то образом найти финансирование общественных депутатских приемных. В недрах будущего горсовета обсуждаются два варианта – прибиться к бюджету, воспользовавшись поддержкой губернатора Гордеева и бывшего главы Минфина Кудрина, или к малому и среднему бизнесмену. В общем, все, как в пословице «Гроша не стоит, а глядит рублем».

И наконец, последний момент. Будущий горсовет, по идее, должен чем-то кардинально отличаться от уже работающих в регионе институтов - Общественной палаты, Большого совета, омбудсменов, сотен некоммерческих организаций и, кроме того, средств массовой информации, на самом деле, и так служащих для коммуникации власти и общества. Поэтому при всей привлекательности замысла демократизации снизу, который лежит в основе будущего общественного горсовета, высока вероятность того, что он станет всего лишь одной из десятков аналогичных структур, действующих с той или иной степенью успешности. А значит, сохранится на уровне плакатодержательства.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.