Моя жизнь связана с Берёзовой Рощей уже почти 25 лет. Здесь я учился, здесь живу. Купели строились на моих глазах, и за короткий срок стали сердцем разрушающегося парка. Да, это не «святые источники». Но никто и не обещал исцеления тем, кто готов добровольно погрузиться в 5-6-градусную воду. Дело совсем в другом: в последние десятилетия каждое лето на Воронеж обрушивается мучительная, почти 40-градусная жара. Благодаря «стараниям» власти прежней, прекрасная река Воронеж в центре города превратилась в цветущее и опасное для здоровья болото. Власть же нынешняя оказалась не только не способна всерьез взяться за очистку «сине-зеленой клоаки», но и приговорила к уничтожению единственное доступное место прохладного отдыха для жителей улиц Ломоносова и Ленина, микрорайонов «Березовая Роща», «Пединститут», «Ипподром», и целого ряда других, в том числе – Северного.
Рядом с купелями в жару было сложно найти свободное место. Я и сам регулярно приходил туда искупаться. Главный аргумент чиновников по предстоящей «зачистке» – антисанитария. Но, на мой взгляд, если эта проблема вас так волнует – обеспечьте ее решение, а не уничтожайте купели. Поставьте туалеты, кабинки для переодевания и что там еще необходимо, протяните электрический кабель. Если вспомнить, сколько вложено средств в прокладку метровой сливной трубы, которую «врезали» в тело парка ради нужд строителей, успешно наживающихся на продаже квартир в новом микрорайоне на Шишкова, то потребуются просто копейки.
Но если серьезно – никакие туалеты и кабинки там не нужны. На родниках давно сформировалась определенная этика поведения, своего рода неписаные правила. Никто не залезал в купель до тех пор, пока ее вода не очистилась после омовения чужого человека. Конечно, если пришли родители и дети, или просто компания друзей – они могли искупаться один за другим. Но если перед вами в купели плескался незнакомый вам человек, вы всегда либо выбирали другую купель, либо ждали, пока родник полностью очистит колодец с водой.
Конечно же, никто не ходил в туалет в купели. Да и прохладненько, знаете ли, для таких извращенных «подвигов». Если кому-то и требовалось облегчиться, люди отходили в сторону, в глубину деревьев.
Про переодевание: многие женщины и мужчины предпочитали купаться нагими. Но при этом никто ни на кого не пялился, не создавал дискомфортную ситуацию для отдыхающих. Если, скажем, я оказывался на родниках с друзьями или подругами, которые пришли туда из чистого любопытства, то, конечно, не спешил купаться, в чем мать родила. Если же приходил один, и видел вокруг себя таких же завсегдатаев – всегда мог позволить себе капельку нудизма, естественно, проверив по сторонам – нет ли рядом детей.
Разговоры о том, что озеро может зацвести «от кремов купающихся в купелях спортсменов» - иначе как чушью назвать сложно. Зацветет снова озеро или нет, зависит не от того, попал ли в воду крем от загара. Все дело в скорости течения, созданного в мини-акватории. До реконструкции вода застаивалась. Это и привело к тому, что озеро стало болотом. Еще до начала работ в парке городские экологи заверяли: этой проблемы больше не будет. Мол, появятся специальные насосы, которые начнут подавать дополнительный к родникам объем воды в озеро. Быстрое обновление и не позволит цветению возобновиться. Решение правильное. Вот только что-то сейчас ничего не слышно о насосах и увеличении скорости обновления воды. А без этого мы через год уже гарантированно получим вместо озера прежнее болото. Только уже без купелей – единственных точек «живой» воды в парке.
Очень обидно было узнавать о том, что на общественных слушаниях чиновники называли строительство купелей в парке «незаконным использованием природоохранной территории». До начала 90-х площадь «Динамо» была 120 га. Сейчас, когда на баланс поставили все то, что не «отхапали» под коттеджи и многоэтажки богатые нувориши, те же самые чиновники различных администраций и строительные компании – площадь сократилась до 90 га. И это уже не говоря о том, сколько деревьев в «Динамо» оказалось срублено, чтобы строительные гиганты смогли протянуть и проложить по парку необходимые им провода и трубы. Власти должно быть стыдно за то, что она сделала с главным парком Воронежа. Но вместо этого она «добивает» его уникальность и самобытность.
…Знаете, в 70-х-80-х в «Динамо» было два озера. Второе – более красивое и глубокое – располагалось в глубине парка. Но как-то раз в нем утонул мальчишка – сын одного из коммунистических «бонз» области. Тогда по велению чиновника озеро засыпали – стерли с лица парка. Решение спорное. Но понять отца, пережившего трагедию, можно. Почему же страсть к уничтожению передалась через десятилетия нынешней власти? И не сыграет ли рок с ней злую шутку, ответив на разрушение купелей новой бедой и трагедией?!
Комментарии