Со всей определенностью, если, конечно, кардинально не поменяется ситуация в стране, можно прогнозировать, что по результатам выборов в Воронежскую облдуму 2015 года «Единая Россия» вместе с сателлитами вроде Народного фронта «За Россию» (бывшего ОНФ) получит подавляющее большинство в региональном парламенте. Схема, при которой 75% мандатов распределяются по одномандатным округам и 25% - по партийным спискам, такой исход гарантирует, а заодно показывает, что губернатор Алексей Гордеев не склонен либерализовывать местный политический процесс.
При введении новой смешанной системы выборов, а реформа законодательства исходит из федерального центра, были возможны варианты. Сохранение действующей схемы (50 на 50) или превалирование мажоритарной схемы над пропорциональной (75 на 25). Региональные власти остановились на втором варианте. Однако возникает логичный вопрос: зачем Дмитрию Медведеву, уходя с поста президента, нужно было городить огород с либерализацией партийного законодательства, если партийный институт реально не работает и не заработает при 75% мандатов, распределяемых в регионах по одномандатным округам. В России расплодилось безумное количество партий (пожалуй, не меньше, чем в начале 90-х годов), а никакого абсолютно смысла в их появлении нет.
Объясняю популярно. Допустим, что при реально действующей в стране полуторапартийной системе «Единая Россия» (все же она партия власти, во всяком случае, по представительству в законодательных органах) наберет на выборах в Воронежскую областную думу 40-45% голосов, коммунисты (не «Коммунисты России», а классические коммунисты из КПРФ) - 20-25% (если сильно напрягутся) и, наконец, либерал-демократы, справороссы и представители «Родины» - по 5-10%. Остальные партии не преодолеют 5-процентный барьер, введенный в 2010 году с подачи большого, как известно, демократа - губернатора Алексея Гордеева. В результате половину мандатов из 13 (всего в облдуме 56 мест) возьмут по пропорциональной составляющей новой выборной схемы единороссы, два-три - коммунисты, по одному - все прочие.
По одномандатным округам явное преимущество тоже будет на стороне «Единой России». В ее активе - ресурсные кандидаты, владельцы заводов, газет и пароходов, у которых есть и деньги, и желание лоббировать в региональном заксобрании интересы своего бизнеса. Так что конкуренцию единороссам составят только яркие кандидаты - как независимые, так и члены всевозможных партий. То, что «Единая Россия» не доберет сама, доберут ее сателлиты - выдвиженцы Народного фронта «За Россию» (бывшего Общероссийского народного фронта) или «Родины». Все-таки лидер «Родины», депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Журавлев состоит во фракции единороссов. Да и ЛДПР, объективно говоря, не демонстрировала в облдуме какой-то, упаси Господи, оппозиционности. Таким образом, 90% одномандатных округов возьмут единороссы. При том, что на их стороне будет и эффект Аннинского района, где партия власти и ее выдвиженцы демонстрируют чеченские результаты, и поддержка губернатора.
Впрочем, у новой схемы есть ряд серьезных положительных моментов. «Забавно, что теперь, когда наблюдается отход от монополии партийных списков, многие комментаторы начинают доказывать, что новая мера выгодна только «Единой России». Разумеется, она ей очень выгодна. При определенных условиях единороссы могут извлечь выгоду из сложившегося положения дел, особенно если найдут привлекательных на местном уровне кандидатов. Но им и при старой системе жилось неплохо. Фактически «Единая Россия» сохраняет статус-кво. А вот для независимых региональных политиков и активистов, как и для небольших партий и общественных движений (включая действующие на локальном уровне), появляется шанс», - говорит левый социолог Борис Кагарлицкий. И действительно, в нынешнем составе Воронежской облдумы «Единая Россия» имеет 48 депутатов. Примерно столько же она будет иметь при схеме 75 на 25. Но! У ярких местных действующих или начинающих политиков появится шанс.
Главная проблема нынешней полуторапартийной системы заключается в том, что и у ЛДПР, и у «Справедливой России» (на слуху в Воронеже только депутат Госдумы Олег Пахолков и экс-мэр Борис Скрынников), и у коммунистов (наберется в лучшем случае пять-шесть заметных партийцев вроде депутата облдумы Константина Ашифина или гордумы Андрей Померанцева) - кадровый голод. Особых ресурсов, чтобы выращивать новое мощное поколение политиков, у системной оппозиции нет. Кто придет на смену тому же Сергею Рудакову, первому секретарю обкома КПРФ, - большой вопрос.
А вот у «Единой России» и губернатора Алексея Гордеева за счет выборов есть возможность почистить, прорядить депутатский корпус, избавиться от таких персонажей, как Сергей Пойманов, лишившийся «Павловскгранита», дать дорогу молодым. Другое дело, что, конечно, областная дума в реальности не является в Воронежской области ветвью власти, а скорее служит филиалом облправительства, штампующим принимаемые на областном уровне решения. Возможно, просто потому, что изобретенный на Западе принцип разделения властей в условиях русской цивилизации работать не может. Власть у нас одна, что, собственно, и демонстрирует «Единая Россия» на любых выборах. Однако ей нужно понять: если она будет плодить фейковые институты, не удовлетворять запросы большинства населения, то тем или иным способом просто перестанет быть властью. А желающие перехватить рычаги управления как водится, найдутся.
Комментарии
Счетовод