Воронежские правозащитники: понятие «политика» по-прежнему толкуется слишком широко

Воронежские правозащитники: понятие «политика» по-прежнему толкуется слишком широко

Рабочая группа администрации президента не слишком помогла некоммерческим организациям


 

 

 

В четверг, 3 декабря, рабочая группа администрации президента обсудила, что понимать под «политической деятельностью» применительно к НКО. Напомним, что такое поручение своей администрации  и Минюсту дал Владимир Путин из-за огромного количества жалоб общественников на то, что государственные органы штрафуют их за занятие политической деятельностью.

Один из самых вопиющих случаев происходит на наших глазах в Воронеже, где Центр защиты прав СМИ объявляют «иностранным агентом», а директора Центра Галину Арапову обвиняют в политической деятельности.

По сообщениям федеральной прессы, новая формулировка «политической деятельности», предложенная Минюстом, значительно отличается от прежней. В частности, определено, что к политике более не относится деятельность НКО в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, экологии и других подобных сфер.

При этом отдельно оговаривается, что политической деятельностью считается влияние на формирование госполитики в экономическом, экологическом, социальном, культурном и национальном развитии РФ. Также политикой предложено считать публичные обращения к государственным органам и органам местного самоуправления и влияние на законодательную деятельность.

То же относится к социологическим опросам, воспитательной, образовательной и просветительской деятельности, если она формирует общественно-политические убеждения.

Подпадает под политику и деятельность НКО по части «регулирования прав и свобод граждан».

На взгляд со стороны, так стало чуть ли не хуже, чем было. В попытке разобраться наша редакция обратилась к героине судебной эпопеи  Галине Араповой – высококвалифицированному юристу, эксперту по НКО  и человеку, к которому эти новации могут быть применены.

- По первому впечатлению, - говорит Арапова, - авторы, пытаясь уточнить понятие, просто добавили больше слов. Суть же на самом деле не поменялась. Вроде экология не отнесена к политической деятельности, однако в России более десятка экологических организаций причислены к «иностранным агентам». Да и можно ли всерьез заниматься решением экологических, культурных, здравоохранительных задач без обращения к органам госвласти? Ведь государство в большинстве споров должно выступать арбитром (не путать с судьей). А если ты к нему обратился, то уже, получается, занялся политикой!

То же, считает, Галина Арапова, относится и к проблеме регулирования прав и свобод граждан: как нормальные общественные организации могут пройти мимо решения этой задачи? Но и в этом случае, по мнению Минюста, они оказываются втянутыми в политическую деятельность.

Смысловой корень этой проблемы, по словам директора Центра защиты прав СМИ, очень верно обозначил профессор Высшей школы экономики, доктор политических наук Александр Сунгуров.  В нашей стране изначально понятие «политика» толкуется, как борьба за власть и удержание власти.

А ведь совсем не всем эта власть нужна. Многие подлинные НКО действуют в рамках другого значения слова «политика», которое подразумевает защиту общественных интересов.

Но у нас еще с советских времен, когда наука политология находилась, в сущности, в загоне, повелось понимать под политикой только борьбу за власть.

И Минюст, и, судя по всему, администрация президента, выходит, по-прежнему действуют в рамках не то что архаичного, а попросту неправильного представления о том, что же такое политика.

Автор: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram
Теги: 

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.