В четверг, 25 мая, областная дума приняла закон, который наделил губернатора абсолютной и тайной властью над ответственными работниками муниципалитетов и даже над теми, кто хотел бы стать такими работниками. Закон имеет длинное и скучное название - «О представлении гражданами, претендующими на замещение отдельных муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, и лицами, замещающими указанные должности в органах местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Но характер этого документа вполне можно назвать чрезвычайным.
По этому закону все перечисленные в его названии граждане – муниципальные чиновники и депутаты обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также те же сведения о своих супругах и несовершеннолетних детях исключительно губернатору.
Конечно, не сам Алексей Гордеев будет сидеть и принимать эти бесчисленные бумаги. Прием, анализ и проверку сведений о доходах будет осуществлять недавно созданное управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства области.
Кроме того, закон наделил главу области дополнительным полномочием: только он вправе решать – проверять поданные сведения или нет.
При этом в законе сказано, что «основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде». Для закона «достаточная информация» - понятие весьма расплывчатое: на чей вкус – достаточная?
Впрочем, законом определены хотя бы источники этой информации:
- правоохранительные органы, иные государственные органы и должностные лица местного самоуправления;
- работниками областного управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
- руководящие органы партий и зарегистрированных общероссийских общественных объединений;
- Общественные палаты РФ и Воронежской области;
- средства массовой информации.
Анонимки в расчет не принимаются. И то слава богу.
Что касается СМИ – будут ли публикации рассматриваться в качестве «информации, представленной в письменном виде»? Или репортеры после выхода разоблачительного материала должны садиться и писать обращение на имя губернатора? Этот щекотливый момент закон не регламентирует. Наверное, потому, что тут и регламентировать нечего: подавляющее большинство СМИ в этом отношении ведут себя смирно, почерпнуть оттуда антикоррупционному управлению нечего.
А к тем, у кого есть что почерпнуть, наши чиновники относятся несерьезно, числя их по разряду маргиналов.
То ли дело, конечно, Общественная палата – этот кладезь знаний о коррупции местного самоуправления.
Если инициированная губернатором проверка выявит, что муниципалы не соблюдали ограничения и запреты, касающиеся их доходов и имущества, то глава области «обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, муниципального служащего или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение».
Также губернатор может обращаться сразу в суд, но, думается, к такому радикальному методу он прибегать не будет.
Потому что суд – означает перенос разбирательства в публичное пространство. А весь закон проникнут духом тайны и секрета.
Проект закона представлял думцам заместитель руководителя управления по профилактике коррупции Владислав Пигунов. Депутаты спросили его: как быть с тем, что все эти сведения о доходах и имуществе являются конфиденциальными? Пигунов заверил, что они так и останутся конфиденциальными, информация за пределы его управления не выйдет.
Для убедительности он добавил:
- Даже сведения в отношении первого лица мы отправляем в администрацию президента в запечатанном конверте.
Интересно, насколько отличаются данные в запечатанном конверте от тех, которые публикуются?
В общем, все эти многочисленные справки о деньгах и имуществе муниципалов – разглашению не подлежат. Управление по профилактике коррупции может даже не объяснять публике, почему декларация чиновника Петрова признана честной, а декларация чиновника Сидорова – нет. И так же обществу не будут объяснять, почему губернатор решил, что чиновник Иванов должен быть лишен полномочий, либо наказан еще как-то.
Эта конфиденциальность позволяет губернатору и антикоррупционному управлению принять любое кадровое решение в отношении любого муниципального чиновника или депутата, не утруждая себя объяснениями.
И спрашивается – зачем тогда налогоплательщик содержит армию правоохранителей, если значительную часть вопросов в состоянии решить управление по профилактике коррупции и лично губернатор? Никому при этом ничего не объясняя.
В этом контексте упоминание про то, что, согласно Конституции, местное самоуправление не подчиняется органам власти, выглядит сотрясением воздуха.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии