«За тех, кто в поле» - знаменитые воронежские геологи о своей судьбе в профессии

«За тех, кто в поле» - знаменитые воронежские геологи о своей судьбе в профессии

Эдуарду Губанову и Валентине Багдасаровой на двоих 171 год, почти всю жизнь они посвятили геологии


 

Нельзя выдумать лучшей истории, чем сама жизнь. Такая мысль часто приходит в голову, когда слушаешь рассказы людей, которые застали ещё довоенное время, принимали непосредственное участие в Великой Отечественной, а позже, в прямом смысле слова, строили Советский Союз. Особенно это разница в отношении к жизни и событиям в ней чувствуется на фоне рефлексии нынешнего молодого поколения, которое вечно чем-то недовольно: погодой, фильмами, друзьями…

Эдуард Павлович Губанов родился в 1927 году в нынешней Тамбовской области. Волею обстоятельств, еще маленьким мальчиком, он переехал с семьей в Красноярскую область, где их и застала Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, где вскоре погиб, а мама, не выдержав этой новости, ушла из жизни вслед за ним. Так Эдуард Губанов, еще будучи подростком, остался главой семьи, стал заботиться о двух младших сёстрах.

Несмотря на юный возраст, ужасов войны ему также минуть не удалось. В 17 лет он отправился на фронт. За его плечами служба в Китае, война с японцами - короткая и победоносная. Но накануне Дня геолога сам Эдуард Павлович себя осекает – это совсем другая история.

 

Рядом с ним Валентина Багдасарова – личность для воронежских геологов, как и ее супруг Эдуард Павлович, – легендарная. Попробуйте сейчас найти в Воронеже представителей этой профессии, или тех, кто уехал осваивать месторождения во всех уголках России, отучившись в столице Черноземья, – у многих петрографию преподавала именно Валентина Васильевна. К слову, ей 81 год, а на пенсию она вышла всего два года назад. Багдасарова по образованию не геолог, а почвовед, но долго работала петрографом, а потом и вела эту науку. К слову, практически все породы воронежского никеля и Воронежского кристаллического массива в целом в своё время «прошли» через её руки и микроскоп.

В совместной истории Губанова и Багдасаровой много удивительного, драматичного, веселого и грустного. Но есть одна общая страсть – геология. Они познакомились еще в 50-е годы, вместе учились. Эдуард Губанов вернулся из армии, искал себя в жизни, решив в итоге пойти по этой стезе. Там же, в институте познакомился и с Валентиной Васильевной – в то время будущей женой однокурсника Губанова: несмотря на солидную разницу в возрасте, учились они примерно в одно время. Правда, это не та история, когда два молодых человека сразу полюбили друг друга и поехали вместе осваивать целину. Судьба их сводила и разводила друг с другом, раз за разом еще не одно десятилетие. А пока у каждого была своя жизнь на следующие без малого 50 лет.

В те времена, после окончания института молодых специалистов Родина могла направить в любой уголок ради общей государственной цели. Эдуард Губанов успел потрудиться во многих местах.

«В начале своей работы попал в редко-метальный трест №1 в Министерстве геологии РСФСР. Это была такая секретная, геологическая служба. А вообще помотаться пришлось и по Сибири, и по Средней Азии», - делится воспоминаниями геолог.

Служба заносила и в среднее течение реки Зеравшан (что в Таджикистане и Узбекистане), Атрекскую долину, в устье Ангары. 

В 60-е годы пришлось поработать и в Восточном Казахстане, где Эдуард Губанов вновь пересекается с Валентиной Васильевной.

Последние 15 лет своей службы Эдуард Павлович работает на Чукотке. Было там такое месторождение золота – Полярнинский комбинат – западнее мыса Шмидта, где погиб  русский полярный мореплаватель Семен Челюскин. В год там добывалось по 18 тонн золота.

Конечно, в таких краях и условиях хватало невероятных историй. На наш вопрос, а что Эдуард Павлович думает об известном российском фильме «Территория», повествующем о поисках золота близ Магадана в 60-е годы прошлого века, геолог неожиданно выдает: «Конечно, смотрел, и вот еще почему. Фильм снят по одноимённому роману писателя Олега Куваева. А у меня был такой случай. Пришел как-то ко мне молодой буровик, поработал месяц и потом уволился. Сами понимаете, что значит терять кадры в такой глуши, как крайний север, я был расстроен. А потом выясняется, что этот парень и был Олег Куваев».

Невероятных историй из прошлого, тесно переплетающихся с нашим настоящим, хватает и у Валентины Багдасаровой. Ей, в 1967 году пятикурснице-заочнице Томского политеха, помог перевестись в ВГУ и взял на работу сам Николай Чернышов, тогда декан факультета  и завкафедрой в ВГУ, а сегодня -  член-корреспондент РАН, автор более 450 научных работ, в том числе 20 монографий, академик Международной академии наук высшей школы, перечислять можно еще долго. Вместе они трудились, в том числе, и над проектом, который сегодня называют «Воронежский никель». Изучение Елкинского и Еланского сульфидных медно-никелевых месторождений Новохоперского района Воронежской области началось еще несколько десятилетий назад. Не многие знают, но их разработку планировалось начать еще в СССР, но развал государства и общая разруха помешали этим планам.

Кстати, в Воронеже ученые и историки до сих пор спорят, кому же принадлежат лавры по открытию и первичной оценке этих месторождений. Валентина Багдасарова и ее супруг категоричны – первооткрывателем является кандидат наук Сергей Молотков. «Он в середине 70-х прошлого века был тут главным геологом, вел все работы. Но он, что называется, заведовал практической частью – в полях. Научной частью параллельно занимался Николай Чернышов», - вспоминает Валентина Васильевна.

Судьбы Валентины Васильевны и Эдуарда Павловича шли параллельно и, наконец, пересеклись в конце 90-х. У обоих за плечами длинная жизнь, и вот, около 20 лет назад, они решают объединить усилия.

В преддверии Дня геолога супругов пришел поздравить Павел Бойко - начальник отдела геологии и лицензирования по Воронежской области, кандидат наук, преподаватель кафедры минералогии, петрографии и геохимии - также ученик Валентины Багдасаровой. Она с особенной гордостью подчеркнула этот факт. Свою лепту в поздравление воронежских геологов внёс и Медногорский медно-серный комбинат (входит в холдинг Уральской горно-металлургической компании). Безусловно, супругам было приятно получить поздравления от компании, по сути, спустя несколько десятилетий продолжившей их работу.

 

На встрече с четой геологов, корреспонденты интернет-газеты «Время Воронежа» были невероятно удивлены той бодростью и силой, что исходит от этой пары. Как пошутил Эдуард Павлович, им на двоих уже 171 год.

Их дети и внуки тоже продолжают начатое дело, либо к этому активно стремятся. Как объясняет Павел Бойко – в геологии преемственность поколений очень сильна. Встреча заканчивается тостом Эдуарда Павловича, традиционным для профессии: «За тех, кто в поле».

Автор: Валерий Скворцов   

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Слава богу. Хоть кто-то вспомнил об этом празднике. По телеку, в воскресенье, ни одна сволочь об этом не сказала ни слова. А ведь ,благодаря таким старикам-геологам, сейчас живет и Медведев и Путин и вся наша уважаемая власть. Уважаемая - в кавычках. Я бы сказал - шобло. Не ценящие руку дающего - умрут в нищете.
И еще. День геолога - это праздник не только геологов. Многие барды, знали эту жизнь. Высоцкий, Визбор, Городницкий - вдохновлялись буднями этих трудяг. Евтушенко (царствие ему небесное), написал поэму - "Северная надбавка". Наверное, многого я не знаю, но вышеперечисленного - достаточно чтобы отметить этот праздник с песнями и танцами и показом документальных фильмов. Эта профессия - это клубок. Там есть все - и любовь и смерть, и красота природы, и высшие технологии и здоровый авантюризм. В конце концов, бюджет страны состоит на 50% процентов от денег за наши природные богатства. В результате - по телеку - Глухарь, Дом 125, и другая ересь. Короче - я возмущен до последнего волоска на моей попе. Про нацгвардию, про продажных ментов, про справедливые суды и следственные комитеты, я говорить не буду. Эта тема не слазит с экрана. А показать тех, благодаря которым живет вся страна - почему-то никто не хочет. Конечно, я догадываюсь - почему. Пионерить можно то, о чем народ не знает. Других объяснений я не вижу. Уважаемое ВВ, при случае, задайте этот вопрос нашему депутату - уважаемому Е.Ревенко. Не поможет - уважаемым не будет.