В Воронеже прошло традиционное августовское совещание по вопросам развития образования. Во вторник, 25 августа, в Инновационном бизнес инкубаторе Архитектурно-строительного университета имени профессора Юрия Борисова собрались педагоги и представители властных структур – около 200 участников.
Первым выступил руководитель департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области Олег Мосолов. Он рассказал о приоритетах в системе образования, которые будут развивать в наступающем учебном году.
- Главной задачей на ближайшие годы должно стать существенное повышение качества образования, результативности работы педагогов, - рассказал Олег Мосолов. – В предшествующий период мы достигли значительных результатов в создании условий для реализации образовательного процесса, прежде всего в сфере дошкольного и общего образования. Организации оснащены современным оборудованием, имеют всё необходимое для реализации учебного процесса. Теперь нужно сосредоточиться на содержании образования, технологиях обучения, которые будут способствовать достижению успешности обучаемых и удовлетворённости результатам обучения педагогами и родителями.
Образование стремится к «междисциплинарности»
В этом году доклады воронежцев слушал директор Международного департамента Министерства образования и науки РФ Николай Тайвонен. Он рассказал об изменениях, которые ожидают российские школы.
По его словам, образование стремятся сделать универсальным, чтобы выпускники воронежских школ или вузов могли продолжить обучение в зарубежных учреждениях, а также трудоустроиться в другой стране. Речь идёт о «Болонском процессе», который несколько лет назад начали внедрять в России. Николай Тайвонен отметил, что недаром инициаторами процесса стали не чиновники или педагоги, а представители бизнеса, которые хотят получать универсальных специалистов.
Одновременно с этим образование нуждается в реформировании, так как сейчас в школы приходит уже новое поколение, так называемые «Z», которые существенно отличаются от учеников 80-ых или 90-ых годов. Эти дети чаще всего интроверты, они любят гаджеты. Программа должна быть подстроена для них.
- Появляется много новых предметов, которые необходимо внести в программу. Следовательно, возникает вопрос с экзаменами, практикой. Мы должны чётко регламентировать структуру, чтобы детей не пришлось переобучать. Они должны получить тут уровень знаний, который позволит им развиваться в современности. Ряд стран использует систему выбора предметов. Студенты первого курса изучают общие дисциплины, а потом сами выбирают, что им нужно, скажем, биология, география или физика. То есть в мире идёт тенденция к «междисциплинарности», - отметил Николай Тайвонен. – Детям нужно дать как можно большую вариативность. Однако абсолютную волю вводить не следует, иначе мы не сможем проверить уровень знаний. Поэтому модернизация направлена на разработку чёткого регламента. Дипломы должны быть сопоставимы. В 90-ые годы мы восстановили работу с Европейским союзом, сейчас развиваем связи с Азией и Восточной Азией, поэтому «сопоставимость» важно создать на этом рынке. Там мы решим одну из важнейших задач – мобильность кадров.
Что касается Воронежской области, то, по словам Николая Тайвонена, уровень образования в регионе выше среднего. Есть направления, по которым область имеет неплохие показатели.
- Понятно, что регионы, которые сумеют выстроить уникальную систему, комфортную для всех выдающихся учёных, имеют громадный потенциал. Сейчас студенты выбирают не вуз, а профессоров, с которыми хотят работать. В этом плане Воронежская область преуспела, - отметил директор департамента.
История должна быть единой
Гость также рассказал о новшествах, которые в ближайшие годы планирует ввести Министерство образования. В том числе речь идёт о переходе на электронные учебники. Социологи провели опрос родителей и учителей школ. Пока было решено оставить печатные книги, а одновременно с этим вводить электронные. Сейчас составляют необходимую базу методических пособий, которые были бы полностью идентичны печатным версиям.
Кроме того, Министерство готовит новые учебники по истории, которые в скором времени заменят существующие программы.
- В 90-ые годы было напечатано множество учебников, в том числе и при поддержке различных спонсоров. Они сильно разнятся, историю интерпретируют по-разному. К примеру, в Японии всем рассказывают, что упали бомбы, но не говорят, кто их сбросил. Это уже государственная политика. Перед нами сейчас стоит задача разработать единые учебники, - рассказал Николай Тайвонен. – Был объявлен конкурс, отобрали восьмерых претендентов. В результате выбрали три линейки единой концепции от древних веков до нашей истории.
Директор департамента пояснил, что в написании учебников участвовало экспертное сообщество, в том числе зарубежные историки. После издания книги получат все школы страны. Это будет основной костяк, однако педагоги в качестве дополнительного материала смогут использовать любые другие методические пособия на своё усмотрение. Общее понимание истории при этом останется единым.
- Все знают, что произошло на Украине. Там молодые ребята, погибшие на Майдане, учились по книгам, которые были переписаны. Там Бандера представили героем. При этом для поляков он по-прежнему главный злодей. Мы хотим уйти от этого, дать школьникам историю объективную, - заявил директор департамента.
Школьники заговорят на китайском
Ещё одним нововведением станет единый государственный экзамен по китайскому языку. Его планируют ввести уже в 2016-2017 учебном году. Естественно, по выбору.
- Сейчас много людей изучают китайский язык. На нём говорят две три населения мира. Поэтому наша цель, чтобы как можно больше школьников изучали и сдавали китайский. Мы считаем себя образованной нацией, поэтом должны знать основные языки мира, - отметил Николай Тайвонен.
Сейчас Министерство образования готовит материальную базу. Учебники составляют при помощи коллег из Китая. Кроме того, готовят учителей и составляют контрольно-измерительные материалы.
- Предстоит очень много работы, но, естественно, мы через это пройдём, - подвёл итог Николай Тайвонен.
Комментарии