В среду, 1 февраля, в помещении обкома КПРФ предприниматели, торгующие в подземном переходе у цирка, узнали о своем будущем из уст вице-мэра Алексея Антиликаторова. И это будущее им не понравилось.
Напомним предысторию. Администрация города объявила о намерении передать самый большой подземный переход в концессию. Коммерсанты, торгующие в этом переходе уже лет двадцать, в свою очередь настаивают на том, чтобы с ними заключили договоры аренды. Это принципиально разные подходы, и как пояснил в недавнем интервью интернет-газете «Время Воронежа» Алексей Антиликаторов, аренда мэрию не устраивает по нескольким причинам. Самая главная из которых заключается в том, что от арендатора невозможно требовать обеспечения безопасности в этом сложном инфраструктурном объекте (за стенами перехода – самые разные инженерные коммуникации, а по его «потолку» идет круглосуточное движение транспорта). А вот концессионера к решению вопросов безопасности муниципалитет принудить может.
Те же соображения вице-мэр повторил и на встрече с предпринимателями. Пояснил он также, что размер инвестиций, которые по расчетам мэрии необходимо будет внести концессионеру, оценивается в 60 млн рублей. По сути, это цена сдачи перехода в концессию.
Предприниматели возмутились: откуда у нас такие деньги?! Антиликаторов пояснил, что сразу вся сумма не требуется, для победы в конкурсе достаточно и 5 млн, а остальную сумму можно внести в рассрочку в течение трех лет.
Но при этом подразумевается, что все ларьки в переходе должны быть демонтированы – до заключения концессионного договора. И концессионер сразу же обязан приступить к реконструкции перехода: укреплению несущих стен, модернизации гидроизоляции и т. д. Реконструкция, пояснил вице-мэр, будет поэтапной: пока в одном месте идет ремонт, в другом концессионер может открыть павильоны.
Но как же мы будем зарабатывать, спросили его, если наши ларьки сначала снесут, а потом разрешат открыть лишь часть из них? При таком положении дел, уверены «переходные» предприниматели, они ни за что не расплатятся по концессионному договору.
Вице-мэр пояснил, что коммерсантам надо как-то договариваться между собой.
Со стороны, конечно, трудно оценить, позволяет ли экономика «переходной» торговли выплатить эти 60 млн, чтобы люди могли сохранить за собой привычное место бизнеса. Некоторые предприниматели гипотетического обладателя этой суммы называли магнатом, стало быть, сумма для многих выглядит запредельной.
Антиликаторова, например, спрашивали, нашел ли он уже магната, готового заплатить 60 млн за то, чтобы завладеть переходом? Вице-мэр отвечал, что у администрации нет определенного заранее победителя концессионного конкурса, но ему, кажется, не верили.
Впрочем, какой он мог дать ответ на этот вопрос?
Со своей стороны, предприниматели оперировали другой суммой. По расчетам директора ООО «Подземный переход» Владимира Тарабанова, городской бюджет мог бы ежегодно получать от арендаторов торговых мест 15 млн рублей.
По сути, это цена, которую они готовы платить местной власти за сохранение своих рабочих мест.
На другой чаше весов – 60 млн плюс вопросы безопасности, которым активисты из перехода, как показалось, значения не придают.
Похоже, речь идет о вещах несопоставимых, и судьба предпринимателей решена. Единство их рядов вице-мэр Антиликаторов уже поколебал. Он объявил о том, что администрация продлила им срок для добровольного демонтажа своих павильонов с 1 февраля до 1 июля, и заявил, что мэрия будет предлагать им свободные места на городских рынках и ярмарках.
Кого-то это возмутило («на ваших рынках – заоблачная аренда», «вы хотите, чтобы мы платили хозяевам гипермаркетов, с которыми вы в сговоре»), а кто-то тут же принялся уточнять у вице-мэра режим взаимодействия по этому деликатному вопросу.
Само собой, как это бывает, когда в одном зале собираются очень разные люди, каждый из которых уверен, что правда за ним, обсуждение выплескивалось за границы приличий. 27-летнему Антиликаторову кричали: «Мальчик, а твоя мама знает, что ты сюда пришел». Вице-мэр платил той же монетой: когда ему пытались задать вопрос о судьбе Димитровского мини-рынка, он ответил в том духе, что это - отработанный материал, и говорить про этот рынок он больше не намерен.
Понятно, что реплика про «отработанный материал» относилась к объекту, но люди, разумеется, приняли ее на свой счет: в наших традициях считать, что власть с людьми не считается.
Хотя у нас очень широкие традиции. Об одной из них напомнил депутат гордумы, секретарь обкома КПРФ Андрей Померанцев, который рассказал о любопытном нюансе «переходного» бизнеса. С его слов, во времена «уважаемого мэра Скрынникова один шустрый товарищ» сумел приватизировать 200 метров пристенной территории подземного перехода, благодаря чему на этом объекте расцвел «блошиный рынок». Этот шустрый товарищ на собрание не пришел, но, очевидно, что само наличие этого факта сильно бьет по репутации торгового люда в переходе.
Вице-мэр Антиликаторов, в течение часа представлявший позицию администрации, собрание покинул, и после этого предприниматели остались с одним вопросом – что же делать дальше?
Первое решение, которое им пришло в голову, - выйти на митинг. Но их остудила опытный человек, глава областного Объединения предпринимателей Татьяна Гончарова: в пикеты и митинги надо выходить с конкретными предложениями, а они у вас есть?
Судя по всему, на тот момент предложение у них было только одно – оставить все, как есть. Для публичного протеста идея маловата.
Татьяна Гончарова объяснила последовательность требований: экспертиза инженерного состояния перехода у цирка должна быть проведена за счет бюджета – раз. Администрация должна ясно отчитаться о том, откуда взялась упомянутая сумма в 60 млн рублей – два.
Воодушевленный Андрей Померанцев обратился в ней: «Татьяна, возьми их под свое крыло, партия в долгу у тебя будет».
Ну, строго говоря, компартия (как, впрочем, любая другая партия) в неоплатном долгу перед всей страной. Но в тот момент депутата Померанцева волновали другие вещи. Он объяснял малым и средним предпринимателям азы политической борьбы:
- Сила – в количестве людей, которые способны протестовать.
В общем, решили создать инициативную группу, которая сформулирует требования, а потом надо будет доводить эти требования до власти всеми законными методами.
Кажется, все верно. Смущает одно: об одностороннем расторжении договоров аренды мэрия предупредила их еще в 2015 году. Вон сколько времени было потрачено впустую.
Впрочем, у них свой взгляд на ситуацию. В конце собрания Владимир Тарабанов вдруг объявил:
- То, что нам продлили срок до 1 июля, - это наша маленькая победа. Поздравляю всех нас с этой победой!
И они захлопали друг другу. Наверное, в этот момент им казалось, что до большой победы рукой подать. Но, кажется, в этой ситуации невозможно вести речь о чьей-либо победе вообще.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии
1
1