«Воронеж станет удобнее, если центр перекрыть для личного транспорта»

Различные пути создания комфортной городской среды с непременным участием общественных организаций стали предметом обсуждения за «круглым столом»[опрос]

За последние несколько лет наш город заметно преобразился, причём, что радует, в лучшую сторону. Конечно, злые языки говорят, что, за это надо сказать спасибо человеку, придумавшему праздновать юбилей города при не очень круглой дате – 425 лет. Но даже скептики вынуждены признать, что в Воронеже прошли колоссальные работы: обустроили скверы, обновили парки, отремонтировали и даже кое-где построили дороги, решили проблемы с освещением на многих улицах и многое другое.

Конечно, осталось немало проблем, которые власть обещает решать. Однако, как показывает практика, чиновничьих усилий недостаточно для того, чтобы в городе сформировалась комфортная среда. Без самих жителей тут не обойтись. На помощь могут прийти дееспособные общественные организации, которые могли бы как помогать властям, так и генерировать идеи, которые власть имущие затем бы реализовывали.

За круглым столом* редакторы ведущих СМИ города, общественники, правозащитники и представители властей обсудили, какой вклад могут сделать общественные организации в создание комфортной среды Воронежа.

«Мы не влияем на работу чиновника даже если видим, что он не справляется со своей работой»

В первую очередь участники круглого стола определили, чем могут заниматься общественные организации. Самое главное: выявлять проблемы и находить пути их решения. Начиная от самого простого – выйти на улицу и убрать мусор – до мотивирования чиновников работать качественнее. Проще говоря, проводить гражданский контроль над работой нерадивых слуг народа.

- Пример отсутствия комфорта в городе – это пробки. Я считаю, что в центре нужно закрыть движение частного транспорта. И переходить, как, например, в Европе, на велосипеды, - рассказал организатор проекта «Обновлённый город» Константин Квасов. - Зимой в центральной части города нужно использовать эффективно отработанные схемы движения общественного транспорта. Личный транспорт останется для перемещения за город или в пригород.

Прозвучала мысль о том, что пора уже перестать разделять жителей и чиновников. В современном городе каждый другому сосед. Нужно понять, что горожане дают работу чиновникам и депутатам. И те должны делать её так, чтобы жизнь в нашем городе становилась лучше.

- Даже видя, что чиновник не справляется, мы порой не очень сильно влияем на его работу, - отметил координатор воронежского регионального общественного движения Николай Сапелкин. - Поэтому на первый план выходят гражданские активисты. Они становятся новым уровнем власти. Важнее, чем представительная власть в городе. Активисты мобильнее и деловитее и работают не по найму, а за интерес. На мой взгляд, это более качественно.

На круглом столе отметили: гражданские инициативы показывают, что миллионный Воронеж подошёл к своему пределу в нынешнем варианте развития. В городе гражданские активисты исчисляются уже не сотнями, а тысячами.

- За два десятка лет мы были свидетелями того, что некоторые муниципальные служащие воспринимали свою работу как разновидность предпринимательской деятельности и пытались что-то для себя получить, - развел руками Николай Сапелкин. – При этом градоначальник должен оставаться фигурой политической. Он определяет курс развития города по тому, какой тон ему мы будем задавать.

Как оказалось, рост общественной активности в нашем городе – процесс закономерный. Во-первых, до недавнего времени горожане сталкивались с тем, что они не могут влиять на ситуацию вокруг, хотя бы в собственном дворе. В то же время традиционные общественные организацию тихонько умирали – из-за того, что не могли справится с издержками и утопали в проверках и отчётности. При этом локальные инициативные группы каждый раз доказывали свою эффективность – то свалку «победят», то гараж или дом не дадут построить.

- Второй момент, который очень важен для развития этой истории – зимнее протестное движение, - отметила правозащитница Наталья Звягина. - Многие говорили о том, что зимние протесты – это бунты рассерженных горожан. Привязка к городу и необходимость вкладываться в то пространство, которое есть, очень важно. Это ощущение подкреплено тем, что люди почувствовали, как они могут повлиять на жизнь в городе, и не убегать из него.

К сожалению, это чувство за лето, осень и зиму откатилось назад. И люди снова хотят уезжать из нашего чудесного города.

«Удивительно, но власть пошла нам навстречу»

На круглом столе выступил лидер одного из самых известных общественных движений в нашем городе - «Народный контроль и убитые дороги Воронежа».

- Мы появились в марте 2011 года. Поначалу нас воспринимали как протестное движение. Наверное, потому, что начинали мы с убитых дорог, - рассказал Сергей Романенко. - Автопробег провели 1 апреля – выехали 50 автомобилей. Хотя могло быть и больше. По статистике, у нас процентов 90 было готовы выехать и протестовать против такого ужасного состояния дорог.

Затем общественники написали обращение к губернатору. Причём не только претензии к власти, но и указание на недостатки, которые есть в городе помимо дорог. И объяснили, как, на их взгляд, эти проблемы можно решать.

- К удивлению для многих власть нам пошла навстречу. У нас наладилось взаимодействие с обладминистрацией – управлением автомобильных дорог. В дальнейшем и с городом, - подчеркнул Сергей Романенко. - Затем мы попытались создать такую комиссию, в которой принимали бы участие все структуры города и области. Представляете, не было у нас в городе взаимодействия не только между областью и городом, но и внутри органов власти. Сегодня уже есть положительные результаты.

«Каждая общественная организация уверена, что она лучшая»

Тема взаимодействия общественников с прессой стала одной из самых обсуждаемых на круглом столе. Представители СМИ высказали мнение, что они несколько раз подумают перед тем, как идти на сотрудничество с малоизвестными общественными организациями. И это неслучайно – зачастую под флагом защиты интересов общественности скрываются люди, желающие решить свои личные проблемы или же «освоить деньги». Поэтому редактор, хочет он того или нет, зачастую выступает в роли «фильтра» на пути к читателю. Причем решать вопрос сотрудничества или не сотрудничества он может как исходя из собственного опыта, так и привлекая экспертов.

Впрочем, с такой позицией согласились не все.

- Редактор не бог и он не знает, к чему приведет инициатива. Вполне возможно, что инициатива, начатая отдельно взятым человеком, может привести к хорошим последствиям для города, - заявила руководитель интернет-проекта Евгения Куриленок. -  И оценить результаты той или иной деятельности могут либо сторонники и последователи, либо свидетели того, что происходит.

С такой позицией не согласилась правозащитница Наталья Звягина:

- Это очень важный разговор об оценке и самоуправлении внутри общественных структур. Я считаю, что газеты и общественные организации имеют право самостоятельно оценивать любые инициативы. Никакого единого места, например сайта, для этого быть не должно. Никакие последователи сами себя оценить не могут: насколько бы это ни была нейтральная организация, каждый фанатично верит в свое дело и уверен, что он - лучший.

В пример привели организации, работающие по улучшению качества дорог в городе. Сейчас их четыре, и каждая считает, что она лучшая. При этом некоторые даже друг с другом не знакомы. Пришло время привыкнуть к тому, что каждый из нас оценивает другого по-разному.

- А я как общественник не доверяю СМИ. Мы почти никуда не рассылаем релизы. Необходимо искать варианты взаимодействия, - добавил Николай Сапелкин. - Для того, чтобы об интересных инициативах можно было прочесть.

На это господину Сапелкину ответили, что со СМИ надо как с девушкой. Один раз не получилось – это не значит, что не нужно пытаться ещё.

В комфортном городе можно не только хорошо работать, но и тратить

Как оказалось, участники круглого стола были настроены оптимистично. Все с разными оговорками согласились с тем, что Воронеж может быть комфортным.

Впрочем, наш город, как оказалось, и сейчас весьма комфортный. Он испытывает определенные трудности, но, несомненно, всё впереди. Город – это единство непохожих людей. Мы все свободны и нас может объединять взаимное уважение друг к другу и закон. Важно, чтобы на местах работали профессионалы.

Очень важно, чтобы при реализации крупных проектов власти учитывали интересы горожан – с людьми надо уметь общаться и договариваться.

Ведь комфортный город – тот, из которого люди не хотят уезжать. И не только хорошо заработать, но и тратить и где есть право выбора.

Как и ожидалось, вопрос о том, может ли миллионный город быть комфортным, по сути стал риторическим. Он стал вызовом не только для власти, но и для общественности. Как показал дискуссия, мы к этому готовы.

А вы? Вы считаете Воронеж комфортным?

НАША СПРАВКА

В круглом столе приняли участие:

- Виктор Барт – редактор интернет-газеты «Время Воронежа»;

- Юрий Данилов – редактор интернет-журнала;

- Наталья Звягина – правозащитница;

- Константин Квасов – организатор проекта «Обновлённый город»;

- Евгения Куриленок – руководитель проекта;

- Кирилл Михайлов – руководитель регионального проекта «Спорт – наша работа»;

- Денис Пырков – главный редактор газеты;

- Сергей Романенко – лидер общественного движения «Народный контроль и убитые дороги Воронежа»;

- Николай Сапелкин – координатор воронежского регионального общественного движения «Воронежское лидерство»;

- Геннадий Шаталов – председатель правления PR-агентства.

Не пропустите самые горячие новости Воронежа и области , подписывайтесь на наши обновления в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.