Ноябрь и декабрь 2014 года стали для Воронежа пиком по оформлению ипотеки. Горожане кинулись массово приобретать жильё. Причина, несомненно, кроется в экономической ситуации в стране, людей испугали грядущий рост процентных ставок по кредитам и резкое падение курса рубля. Ажиотаж в основном пришёлся на первичный рынок. Люди приобретали квартиры, как для личного пользования, так и с целью срочного вложения рублёвой наличности в недвижимость.
Люди стремятся избавиться от наличности в рублях
В целом за год ипотека жилья на основании договора выросла на 20 процентов, а с использованием кредитных средств и займов на 26. Об этом во вторник на встрече с журналистами рассказала руководитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области Елена Перегудова.
- С начала 2015 года уже отмечается спад по количеству обращений. Буквально две недели назад среднее количество обращений на оформление ипотеки по городу было около 400 в день. В первую неделю января этот показатель составил 200 – 250, - рассказала Елена Перегудова. – Пик пришёлся на последние дни декабря. Приведу пример. В последнюю субботу, 27 декабря, только по Воронежу количество обращений составило 1620. И это всего за один день.
Кроме того, по словам руководителя Росреестра, вдвое, выросло и количество зарегистрированных обращений по долевому строительству. К концу года повышение деловой активности на первичном рынке стало уже традицией. Начинается массовая сдача готового жилья в эксплуатацию. Также сказалась реализация государственных и муниципальных контрактов по социальным программам – переселение из ветхого и аварийного жилья и так далее. В конечном счёте опять таки роль сыграла и экономическая ситуация в стране.
- Делать какие-то выводы и подсчитывать средние показатели по декабрю и январю сложно. Когда мы выводим средние цифры, я стараюсь выбросить эти месяцы. В январе мы полмесяца отдыхаем, потом народ раскачивается, поэтому идёт спад. В декабре, напротив, нам приходится даже вводить рабочие субботы, чтобы справиться с наплывами людей. Это время невозможно спрогнозировать, - вздохнула Елена Перегудова. – Ни один год декабрь не проходил спокойно. Всегда в начале года происходят какие-то изменения: повышение государственной пошлины, изменения порядка отчёта в налоговую службу и так далее. Даже если ничего не намечается, народ всё равно опасается нововведений, поэтому старается успеть подать документы до конца года. В этот раз декабрь был особенно тяжёлым. Сказались беспокойства, связанные с финансовой ситуацией, а также увеличение пошлины и ряд других факторов.
Как избавиться от очереди при подаче заявлений?
В пиковые дни в пунктах приёма документов появляется огромная очередь. Эту проблему, по мнению Елены Перегудовой, можно решить, только увеличив количество мест приёмов. Уже сейчас ведётся работа в этом направлении. Речь идёт о появлении многофункциональных центров (МФЦ), которые также могут оказывать услуги Росреестра. К примеру, по итогам года доля заявлений зарегистрированных на площадках МФЦ выросла на 80 процентов. В течение этого года планируется организовать такие центры во всех муниципальных районах области.
Управление Росреестра традиционно оказывает организационную, практическую и методическую помощь МФЦ. Программа по созданию центров заканчивается в конце года. В прошлом году МФЦ появились в районах, где предусмотрено строительство. Теперь же их внедрят во всех остальных.
Кроме того, положительным нововведением стало и создание сети удалённых рабочих мест. То есть по графику в сельские поселения приезжают специалисты МФЦ для оказания услуг. В течение дня они ведут приём граждан по всем государственным услугам, в том числе и тем, которые оказывает Росреестр. Этот метод повышения качества обслуживания действует с 2014 года.
Однако, как отметила руководитель ведомства, очереди также появляются из-за человеческого фактора.
- К сожалению, есть пункты приёма, которые более востребованы, чем остальные. К примеру, на Плехановской. Несмотря на то, что в Воронеже работают уже около 15 пунктов, а ближайшее время открываются ещё несколько, люди всё равно идут на Плехановскую, - отметила Елена Перегудова. – Здесь необходима организационная работа по распределению потока. Может быть, необходимо ввести жёсткие ограничения. Например, отправить юридические лица на Ростовскую, запретив им обращаться в другие пункты.
Сейчас приём идёт в режиме предварительной записи либо через официальный портал, либо через получение талонов в автоматической системе взаимодействия с заявителями.
- Традиционно пиковые моменты по количеству обращений приходятся на утро вторника. Меньше всего людей приходит в субботу. Учитывая это, заявители также могут определить, в какой день им лучше обратиться, чтобы долго не стоять в очереди, - рассказала руководитель Росреестра. – На качество и скорость регистрации день обращения и место подачи документов не влияют. Если вы сдаёте документы в пункты подачи на Плехановской, то это не значит, что их быстрее зарегистрируют.
Отметим, в целом за отчётный период в Управление поступило более 550 тысяч заявлений о регистрации прав, что на 2,5 процента больше прошлого отчётного периода. Кроме того, на шесть процентов увеличилось количество регистраций объектов жилого назначения – 191 тысяча против 181 2013 года. Что касается нежилых помещений, то здесь отмечается спад. В 2014 году зарегистрировано 23 тысячи, тогда как в 2013 было 26. Спад составил 11 процентов.
Комментарии