В небольшом помещении Совета ветеранов ВАСО стоял тонкий, сладкий медовый запах. Сергей Гаврилов привез в подарок активистам ветеранского движения контейнеры с наклейками «КПРФ». Оказалось, наклейки - не ради рекламы, это, практически, - «клеймо мастера».
- Это мед с пасеки Геннадия Зюганова, - рекомендовал Сергей Гаврилов. - У него пасека не так далеко отсюда, в Орловской области. Именно лидер КПРФ инициировал закон «О пчеловодстве». Образ пчелы – значимый для партии. Пчела символизирует труд, коллективизм, общую пользу.
Авиастроение, как напомнил депутат Гаврилов, - отрасль, наполненная высокой символикой. Сама причастность к авиастроительной отрасли дисциплинирует и воспитывает.
«Депутат от авиастроения»
Сергей Гаврилов - депутат не только от Воронежской области, смело можно говорить, что он еще и «депутат от отрасли». Проблемами отечественного авиастроения занимается с 90-х годов и застал самые критические моменты в его истории
- Помню времена, когда говорили: «Воронежский завод закроем», когда планировали разместить на его территории склады и торговые базы. Но завод остался в строю – во многом благодаря сегодняшним ветеранам предприятия, - выразил убеждение Сергей Гаврилов.
Председатель Совета ветеранов ВАСО Эльза Перова обозначила масштаб сегодняшнего ветеранского движения на заводе:
- Организация ветеранов ВАСО насчитывает 6108 человек…Точнее, 6109 – вчера еще один пенсионер принес заявление. 80 человек имеют статус участника Великой Отечественной войны, 2800, наш сегодняшний костяк, – труженики тыла. По всем показателям мы всегда первые в районе и почти всегда – в городе. И в отрасли мы тоже одни из лучших.
Неудивительно, что Сергей Гаврилов взял за правило регулярно встречаться не только с руководством ВАСО, но и с заводской общественностью.
Печальный опыт не должен повториться
Начал депутат-коммунист со стратегических проблем авиастроения:
- Я перед отъездом встречался с Геннадием Зюгановым, - рассказал Гаврилов. - Он напомнил, что в советское время делали по 1,5 тысячи самолетов в год. Сейчас, конечно, другая ситуация, но государство остается главным партнером, заказчиком – остается, одним словом, опорой отрасли. Так и должно быть. В такой огромной стране, как Россия, где до сих пор не выстроена сеть автомобильных дорог, развивать авиацию – просто конституционная задача.
Гаврилова, как депутата и профессионала совершенно не устроили планы правительства, собравшегося приватизировать отрасль – причем в наихудший для этого момент. Рыночная капитализация отечественных компаний уменьшилась за последние два года примерно в два-три раза. При продаже «госкомпаний» бюджет недополучит более десятки миллиардов рублей. И страна снова вернется в 90-е годы, когда госактивы распродавались за копейки. Уж не говоря о перспективах потери дивидендов.
Но дело не только в убытках.
- Печальный опыт у нас уже был: американцы стали совладельцами «Пермских моторов» и, по большому счету, угробили производство. Мы очень сильно отстали в моторостроении. Собственник, если получит Воронежский авиазавод, обязательно задумается о целесообразности гражданской авиации, социальных программ. Приватизация таких отраслей – опаснейшая вещь. И мы сделали все, чтобы ее не было. Программа отложена на неопределенное время, но не закрылась совсем. В любой момент вопрос могут реанимировать.
Лететь – так на собственных крыльях
В цифрах перспективы ВАСО, конечно, смотрятся почти радужно. В этом году завод сдает два ИЛ-96, пять Ан-148, запускает проект ИЛ-112. Санкции будут продолжаться. В любой момент Запад может остановить обслуживание и поставки запчастей для «Боингов» и «Эрбасов». И в этой ситуации стране очень важно иметь свой дальнемагистральный самолет.
- Сегодня достигнута договоренность с Китаем – разрабатывать и делать новый широкофюзеляжный самолет, - доложил Гаврилов. - Но китайцы нам говорят: конечно, у вас есть опыт, технология, кадры. Но вы, россияне, произведите сначала такой же самолет для себя. То же самое с боевой авиацией: если бы мы для себя не производили «Сухие», то их и на внешнем рынке никто бы не покупал. Поэтому все упирается в отечественное производство, в наши интеллектуальные, кадровые ресурсы.
Возрождение кадрового потенциала – это сфера, в которой, по мнению депутата, ветераны могут помочь наиболее эффективно. Авиастроение – не просто одна из отраслей. Это романтика, служение Родине, это сложная техника, это оплот патриотического воспитания.
Уже сегодня активисты заводского Совета ветеранов участвуют в организации заводского Чемпионата рабочих профессий, возрождают традиции наставничества. Сергей Гаврилов, в свою очередь, инициировал учреждение стипендии Госдумы для рабочих и инженеров-авиастроителей.
Это один из проектов, который объединяет и производственную, и социальную составляющую жизни авиастроителей.
Говорить на одном языке
- Да все будет, если будет четкая программа производства и будут деньги под эту программу. Кадры придут! - эмоционально прокомментировал тему кадровой проблемы заместитель председателя Совета ветеранов Александр Омельченко.
- Александр Андреевич, чтобы такие вещи реализовать, нужны в Думе и правительстве нужны компетентные люди, - развил мысль его Сергей Гаврилов.
- Правильно…
- Важно, к тому же, чтобы эти люди были максимально самостоятельными, смелыми. Чтобы патриотами были. В 90-е годы треть депутатов в Думе были с авиационным образованием или интересовались авиацией – и быстро понимали друг друга. Потом таких людей становилось все меньше, меньше, и все с большим трудом приходилось убеждать коллег в очевидных вещах.
Но здесь, в Совете ветеранов, все говорили на одном языке.
Автор: Александр Саубанов
Комментарии