В субботу, 27 сентября, воронежские любители театра собрались на гала-концерте, который знаменовал новый, 54-й сезон в Театре оперы и балета. Кстати, впервые сезон открылся не спектаклем, а именно двумя гала-концертами. 27 сентября состоялся «Опера-гала Classic», а 20-го - «Балет-гала Classic».
За несколько часов до начала оперного представления руководство театра встретилось с журналистами. Однако настроение на встрече было вовсе не предпраздничное - ведь обсуждались на ней самые сложные проблемы культурного учреждения.
От реконструкции до камерности
Новый сезон здание театра встречает в несколько изменённом виде.
- Мы сделали своими силами текущий ремонт, поменяли больше пятидесяти сгнивших окон, которые стояли в здании с шестидесятых годов прошлого века, - рассказал директор театра Николай Попов. Также он отметил, что впервые за пятнадцать лет отреставрировали сцену, и теперь актеры могут не бояться выступать на ней.
– Впервые за 10 лет мне не больно стоять на сцене на коленях. А балерины могут спокойно крутиться на пуантах, не боясь, что нога застрянет в дыре в полу, - рассказал ведущий артист балета Денис Каганер.
По словам Николая Попова, из-за того, что пол не ремонтировали так долго, циклевать его пришлось целых восемь раз.
Однако о капитальном ремонте руководство пока только мечтает.
- Капитальный ремонт нужен, потому что здание очень древнее, но это зависит не от нас, а от средств, которые правительство готово вложить в театр, - подчеркнул Николай Попов. – Но сначала нужно сделать полный анализ состояния здания, чтобы понять, что нужно делать дальше. А потом уже принимать стратегические решения.
Если же областное руководство всё-таки решится на масштабную реконструкцию, труппе придётся переехать. Пока в театре видят только три варианта нового места, которое сможет принять труппу и позволит ставить спектакли. Такими зданиями, по словам Николая Попова, могут стать ДК Карла Маркса, Воронежский концертный зал и ДК 50-летия Октября.
Но даже сейчас, когда нет чётких планов на кардинальный ремонт, руководство театра продолжает реализовывать свои творческие планы. Среди задумок нового руководства открытие малой сцены театра. В фойе на втором этаже будут идти камерные постановки. Официальное открытие малой сцены состоится в начале ноября. Здесь уже запланирована премьера – «Девять жизней ожидания» на музыку Стравинского, Таривердиева и Маттеи в постановке Жанны Чепелла.
В целом же, по словам нового художественного руководителя Дмитрия Морозова, основной упор в новом репертуаре будет сделан на оперы, которые воронежский зритель не видел множество лет. Среди них спектакль, отрывок из которого показали на гала-концерте - «Чио-Чио-Сан».
- Мы находимся в центре России, поэтому вместе с мировой классикой, мы будем ставить русский репертуар, на который и будет основная направленность, - подчеркнул Дмитрий Морозов.
Другие секреты Дмитрий Морозов раскрывать не стал, сославшись на то, что спектакли каждый раз должны быть событием.
Взаимоисключающие вещи
Зашёл разговор и о пополнении труппы новыми именами. К примеру, в новом сезоне в театр было принято сразу четверо выпускников Воронежского хореографического училища. Еще двое танцоров приехали в Воронеж из Донецка. Сейчас они уже получили разрешение на работу и могут представлять воронежский Театр оперы и балета на разных уровнях.
Но самые сложные проблемы озвучил главный дирижёр театра Юрий Анисичкин.
- Надо не арфу новую покупать, а искать арфистку, и создавать ей условия, такие же, которые создаются, к примеру, солистам. Если не будет первой арфы или валторны - остановятся спектакли, - заявил он.
По словам Юрия Анисичкина, оркестр – самое больное место. Проблемы здесь начинаются с того, что музыканты, чтобы прокормить семью, должны работать в нескольких местах, а заканчиваются тем, что деньги платить попросту некому.
- Нет первой валторны. Музыканта, который играет в оркестре, мы опекаем, но нам нужен человек, на которого мы можем всегда положиться, - рассказал Юрий Анисичкин.
- С духовиками есть проблема по всей России, дети перестали идти в музыкальные школы на духовые и народные инструменты. Какой родитель захочет отдавать своего ребёнка на такой сложный инструмент? – поделился Николай Попов.
- Нефинансируемый театр и грандиозные планы – это взаимоисключающие вещи. Если областное правительство хочет иметь качественный театр, то оно должен обращать внимание не только на разрушенные окна, но и на состав труппы. Кто должен работать? – задался вопросом Юрий Анисичкин.
Итог в этом споре подвел солист театра Александр Аникин, заявив, что общество должно понять, в каком состоянии сейчас находится театр.
- До тех пор пока к театру не повернется это здание (при этом он указал на здание областного правительства – ред.), будут проблемы, - сказал солист. – В первую очередь, нужны квартиры. У нас приходит человек, работает несколько лет и уезжает, потому что негде жить.
Но зрители, пришедшие на открытие, наверняка, даже не думали о том, с какими проблемами театр входит в новый сезон. Концерт, в который вошли 26 отрывков из двадцати опер, закончился бурными аплодисментами и многочисленными букетами, которые получили солисты. Однако его окончание показалось несколько пророческим. Одним из последних номеров была песня Юродивого из оперы «Борис Годунов», напоминающая о том, что отечество в беде. А финальным аккордом стала песня «Славься» из оперы «Иван Сусанин» в исполнении хора театра…
Комментарии