Линор Горалик: «Если бы я знала, сколько это еще продлится, мне было бы легче жить»

Линор Горалик: «Если бы я знала, сколько это еще продлится, мне было бы легче жить»

Известная поэтесса в Воронеже рассказала о ретравматизации общества

В минувшую пятницу, 5 июня, в арт-центре «Коммуна» в рамках Платоновского фестиваля искусств прошла творческая встреча c читателями известной поэтессы и художницы Линор Горалик. После того, как она прочитала ряд своих стихов, гостья пообщалась со зрителями и журналистами.

Корреспондент интернет-газеты «Время Воронежа» задал поэтессе вопросы, связанные с её недавним участием в программе Елены Фанайловой на радио «Свобода» - «Артефакты безумия». Там Линор Горалик высказала серьёзную озабоченность новым российским дискурсом, связанным с Великой Отечественной войной – ретравматизацией общества.

- Одна из вещей, которую сейчас проделывают с обществом - бесконечная и целенаправленная ретравматизация войной, - заявила во время передачи поэтесса. - «Ретравматизация» не только в смысле «нанесения травмы», но и в смысле эксплуатации травмы разными способами, - в том числе медийной эксплуатации. Великая Отечественная война была грандиозной, невообразимой травмой для любого человека на три поколения вперед, - и власть бесконечно занята сознательной ретравматизацией общества. Вместо того, чтобы помогать и поддерживать в обществе создание нарративов, позволяющих прожить, пережить, реконструировать, интегрировать травму и выстраивать жизнь дальше, бесконечно расчесывается рана этой войны. Ретравматизация – один из самых, насколько я понимаю, жестоких способов контроля над сознанием человека, - в частности, человека, которого берут в рабство или в плен: ему не дают уйти от трагедии, его постоянно возвращают в неё, ему постоянно объясняют, что война не окончена, враг рядом, катастрофа может повториться в любой момент, - да вот она, на пороге.

- Линор, сколько, на ваш взгляд, может ещё длиться ретравматизация, о которой вы говорили?

- Если бы я знала, сколько это еще продлится, мне было бы легче жить. Я в такой же растерянности, как и очень многие из моих знакомых. Я до сих пор не понимаю, что будет дальше. Я за всех боюсь. К счастью, история говорит, что в любых обстоятельствах остаются люди, которые пытаются не поддаваться текущим процессам, и как-то сохранять себя. А потом мы сами будем выкарабкиваться из того, во что нас запихнули. Я очень на это надеюсь. Кроме этого у меня ничего, кроме тревоги и тоски.

- Но ведь тема второй мировой войны сейчас активно раскручивается не только в России, но и в других странах, в США, Великобритании, Германии… У них какой-то другой подход?

- Если уж мы начали говорить о дискурсотерапии, большинство методов терапии построено на том, что помнить и вспоминать, пересказывать себе произошедшие с тобой истории, даже очень тяжелые – очень важно. Вопрос – чего ты хочешь этим добиться? Если укрепить в себе ощущение жертвы, или укрепить в окружающих ощущение, что ты жертва, которую теперь надо спасать, или которая имеет право на месть и агрессию, это задача одна, и она не терапевтическая. Человек от этого не становится ни счастливее, ни продуктивнее. Если ты хочешь сказать себе, что ты сумел выжить в этой истории, сумел выйти из нее человеком, сумеешь сделать из нее выводы, и сумеешь двигаться дальше, будучи умнее и сильнее, это другая история. Это не значит, что везде в России говорят об этом неправильно, а там, на Западе, говорят только правильно. Везде говорят об этом тысячью способов. Но официальный дискурс власти в России сейчас – ретравматизирующий, и вот это то, что меня угнетает.

НАША СПРАВКА:

- Линор Горалик (при рождении Юлия Борисовна Горалик) - писательница, поэтесса, художница, эссеист, переводчица. Родилась 9 июля 1975 года в Днепропетровске. С 1989 года жила в Израиле, где закончила университет Бен-Гуриона в Беер-Шеве по специальности Computer Science. Занималась интернет-технологиями как программист, затем работала в области интернет-маркетинга. С начала 2000-х работает в Москве. Занимается литературной и журналистской деятельностью, а также бизнес-консультированием. В переводах Линор Горалик выходили рассказы Этгара Керета и стихи Витаутаса Плиуры (совместно со Станиславом Львовским). Автор ряда художественных выставок и проектов.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Термин "Ретравматизация" по отношению к Великой Отечественной наших граждан - это не то слово. Память об этой войне просто живет в наших сердцах и нашем разуме. Забыть все это мы пока не можем. В каждом доме есть фотографии погибших родственников. А учитывая нынешнюю ситуацию на Украине и России мы должны это помнить очень долго. А Юля, 75 г. рождения и покинувшая нашу страну до нашей "человекообразной" перестройки просто не может собрать мозги в кучку, ибо она здесь не жила. Пусть уж лучше занимается творчеством. А если ей хочется поговорить о ретрамватах, пусть послушает своих родственников, знакомых, которые имеют отличное от ее мнение. Наверняка, когда нибудь, наши потомки будут воспринимать войну 41г как войну, ну хотя бы как войну 1812г. Но не сейчас. У нас в памяти еще и революция и гражданская. А почему? Да потому, что сейчас на дворе построили не то, за что гибли наши предки, и не то, чего хочет большинство. И еще, образованием Юли, мне кажется, не стоит козырять. У нас оно не хуже, а может и лучше.
И еще, мнение творческого человека, достаточно молодого, должно восприниматься как простое мнение ( я имею ввиду Юлю). Поэт, журналист, программист, бизнес-консультант. На 99% уверен - знания у нее поверхностны. Может быть, исключение, переводы и стихи ( не знаю). Поэтому, не надо вешать на красивую девушку то, что ей не под силу, и провоцировать у нее завышенную самооценку. Это будет плохо для нее, сгорит раньше времени.
Ну и напоследок, очень разносторонние лица, родившиеся в одной стране, получившие образование в другой, затем вернувшиеся в зад, как правило, стоят на учете. Маты Хари-2 - это реальность. А я бы сказал - Линора, идеальный вариант - и хороша собой и умна и креативна. Так что , спасибо ВВ. Светить везде, светить всегда - правильный лозунг.
1, не надоела еще конспирология? :)
Редактор, ты же все знаешь. Зачем спрашиваешь? Ну может неугоден кому-то, а кому-то и по сердцу. Главное, к чему стремлюсь, что бы вашу газету читали и ваши и наши. Но, к сожалению (сужу по комментам), не вижу энтузиазма ни у наших, ни у ваших. Может это и хорошо, когда люди занимаются своими делами и все остальное им пофиг. Но меня это, также как и Линор, немножко угнетает. Тихое болото, оно вовсе не тихое. Процессы идут, а мы об этом не знаем или знаем кривду. Так что, в знании и вы заинтересованны и мы. Хотя, как мне кажется, мы в одной лодке, только весла разные. Короче, треп он и есть треп. А главный конспиратор и комбинатор - это Бендер ( не путать с Беккером). И я им в подметки не гожусь.
Не надо путать конспираторов с конспирологами ))) Конспиратор - это Бендер. А конспиролог - это Вы )))) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%EE%F0%E8%FF_%E7%E0%E3%EE%E2%EE%F0%E0
Судя по всему, эта поэтесса по национальности еврейка, и уж ей-то большой грех говорить про Великую Отечественную войну в подобной форме, хотя бы ради её же предков. Пусть спросит у своих бабушек и дедушек (дай бог им здоровья) что такое Гитлеровский геноцид народов. А приезжать в Воронеж, где каждый метр земли пропитан кровью и потом советских солдат, и в такой "умной" кощунственной форме высказывать своё мнение.... Кто ты такая, консультант???