Вчера интернет-газета «Время Воронежа» писала, что состав попечительского совета Платоновского фестиваля искусств (что уже зарекомендовал себя традиционным культурным событием года) планируется расширить за счет представителей воронежского бизнеса плюс мэр Воронежа Александр Гусев. По поводу мэра у нас пока никаких возражений нет, но кандидатура одного из бизнесменов, а именно - председателя совета директоров промышленной группы «СоДЕЙСТВИЕ» Олега Малышева - породила синонимический ряд ассоциаций, который скоро объединился одним словом – «мошенничество».
«Преданья старины глубокой»
Олег Малышев – весьма любопытная фигура в воронежском бизнес-сообществе. В 2008 году он был условно осужден на три года за мошенничество (правда, сразу же был освобожден от наказания по амнистии). Дело, по которому судили г-на Малышева, касалось событий десятилетней давности – 1998-2000 гг., периода, когда подсудимый работал заместителем гендиректора ВМЗ. По тому же делу с ним проходил тогдашний гендиректор завода Анатолий Часовских, экс-управляющий местным филиалом банка «Молодёжный» Анатолий Власов и некоторые другие лица, однако все, кроме Малышева, были оправданы.
Суть обвинений против «мехзаводовцев» заключалась в присвоении денежных сумм, злоупотреблении должностными полномочиями, а также легализации денег или имущества, приобретенных незаконным путем. Как следовало из материалов дела, расследование которого начало в 2000 году региональное управление ФСБ, Олег Малышев создавал подставные фирмы, а также подделывал договоры и печати. Основные эпизоды УД касались оформления договоров с мехзаводом от лица этих самых фиктивных фирм на оказание различных услуг, которые фактически не предоставлялись. То есть, речь шла фактически об обналичивании и отмывании денежных сумм. Подробнее об этом можно прочитать в заметке «Один за всех» («КоммерсантЪ» за 26.09.2008).
Начало же малышевской «карьеры» приходится на 1998 год, когда он через подставных лиц скупил внушительный пакет акций банка «Агроимпульс», для того, чтобы «соорудить» «карманный» банк родственнику своей жены – Анатолию Часовских (на тот момент Малышев как раз и числился замом гендиректора ВМЗ по инвестициям). В результате проведённой в обход общего собрания акционеров дополнительной эмиссии, вскоре у Малышева сотоварищи в руках оказался 75-процентный пакет акций банка. В общем-то, сейчас это уже считается классической рейдерской схемой, но тогда, по крайней мере, в Воронеже, такая операция была своего рода «ноу-хау». Благодаря удачно проведенному захвату «Агроимпульса», владельцы банка (а по совместительству руководство завода) получили возможность «прокручивать» зарплату своих сотрудников (напомним, 1998 год – горячая пора массовых задержек зарплат в Воронежской области). В результате против фигурантов было возбуждено УД по статье 174 УК РФ – «Легализация (отмывание) денежных средств».
После этого Малышев был формально уволен (естественно, Анатолию Часовских нужно было представить на суд общественности «козла отпущения»). И тут же, используя старые мехзаводовские связи, провернул головокружительную операцию по поставкам запчастей к буровому оборудованию для АО «Астраханьбургаз» в обмен на мазут. Мазут астраханцы отгрузили, а вот оборудование не получили. Продолжение истории растворилась в тумане, в каковом пребывает до сих пор.
Ну а в 1999 году, благодаря всем тем же родственным связям с Часовских, Олег Малышев стал председателем Фонда конверсии, реструктуризации и развития предприятий Воронежской области (сокращенно - Фонда «Конверсия»). Многие до сих пор помнят этот скандал – один из самых громких в администрации тогдашнего губернатора-коммуниста Ивана Шабанова. В результате ряда проведенных операций, совмещенных с обильным вложением бюджетных денег, в лице Малышева и руководимого им фонда «Конверсия», руководство области получило своего рода кошелек для финансирования предвыборной губернаторской кампании 2000 года (впрочем, Шабанов несмотря ни на что, всё равно её проиграл). Подробнее обо всех вышеописанных историях можно прочитать в материале Владимира Тихомирова «Бизнес, зачатый в пробирке...» .
Затем было еще много доблестных операций, проведенных г-ном Малышевым. Многие из них можно со спокойной душой квалифицировать как рейдерство. Хотя, надо признаться, что всё чаще и чаще рейдерские истории в России формально юридически бывают чисты – не подкопаешься. И, тем не менее… Как говорится в известном анекдоте – «осадочек остался».
«Ну, что у нас плохого?»
Естественно, журналист «Время Воронежа» поинтересовался у директора фестиваля и художественного руководителя Камерного театра Михаила Бычкова, известен ли культурному деятелю криминальный бэграунд Малышева?
- Не знаю ничего такого. Знаю, что этот человек - член «Лидера», и на прошлом фестивале уже помогал нам. А что за бэкграунд? Что плохого про него известно? – в свою очередь заинтересовался Михаил Владимирович.
- Например, Малышев был осужден за мошенничество.
- А что его коллеги по «Лидеру», когда принимали, не знали про это? Я лично знаю, что человек участвует в благотворительном Рождественском бале, получает соответственно приглашение от аппарата правительства. Понятно, что он готов жертвовать на благотворительность. Поэтому надо понять, сколько в том, что вы рассказываете боли за репутацию фестиваля, а сколько возможно конкурентных разборок.
- С нашей стороны, это исключительно внимание к репутационной истории персонажа, к чему не раз призывал экспертное сообщество глава области Алексей Гордеев.
- Что он прям редиска-редиска? Я через несколько дней вернусь в Воронеж, и тогда будем это прояснять. Пока же сказать, войдет или нет Олег Малышев в совет, я не могу.
Комментарии