Александр Соломахин: «Прогнозировать полезно даже то, что предсказать невозможно»

Александр Соломахин: «Прогнозировать полезно даже то, что предсказать невозможно»

Воронежский эксперт по стратегическому планированию рассказал, когда мы перестанем «вымирать»


 

Заместитель директора Воронежского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ , профессор, доктор экономических наук  Александр СОЛОМАХИН является главным разработчиком муниципальных стратегий для нашего региона. За последние четыре года он с помощниками подготовил порядка 60 документов, которые должны определить направление развития районов и поселений до 2020 года.

Жители Елань-Колено имеют право на референдум

-Александр Николаевич, заниматься долгосрочным планированием в наше нестабильное время – занятие неблагодарное. Последняя ваша работа посвящена самому непредсказуемому Новохоперскому району, где что ни год – потрясения. То буровые горят, то интернаты.

-Если точнее, мы разработали стратегию социально-экономического развития Коленовского сельского поселения (не путать с Елань-Коленовским городским поселением - рабочим поселком сахзавода), где, предположительно, будет реализован проект по разработке никелевых месторождений. В этом и главные риски, и главные возможности для поселения. Мое мнение - население должно само оценить риски и возможности и высказать свое мнении на референдуме.

-Но ведь идея такого референдума уже решительно отвергнута – как не соответствующая федеральному законодательству.

-Тем не менее, 131-й закон дает право высказать свое мнение жителям поселения, для которых проект изменяет сам уклад жизни. Их не так много – порядка шести тысяч жителей, проживающих не территории поселения, где будет строиться шахта. Но для этого необходимо выполнить два важных условия: обсуждаться должна не теоретическая возможность добычи, а судьба конкретного проекта или нескольких вариантов проекта. И второе – жители должны иметь ясное представление о предмете референдума. Сейчас этого представления нет, а имеется только мнение об абсолютной «вредности» проекта, а это не так. Необходимо работать с населением, поводить консультации и разъяснительные работы о том, что проект может быть экологически «чистым». Период консультаций и разъяснительных работ может занять год – но работа того стоит. Граждане точно оценят грядущие перемены, а инвесторы должны будут считаться с мнением людей, которые оценивают планы со знанием дела, а не от избытка митинговой страсти.

-А если проект не состоится?

-В стратегии развития Коленовского сельского поселения ГОК вообще не упоминается. Но анализ показывает, что без серьезного инвестора поселение не имеет перспектив в обозримом будущем. Собственные доходы местного бюджета падают даже в абсолютном выражении. Минусовой естественный и даже миграционный демографический прирост. В результате для промышленных инвесторов территория поселения становится совсем не интересной. Потенциал в развитии сельского хозяйства близок к исчерпанию. Даже в оптимистичном варианте развития отставание от прогрессивных муниципалитетов будет только нарастать. Рост числа пенсионеров при оттоке молодежи через пять-шесть лет приведет к серьезным демографическим проблемам. Надо не прятать голову в песок, необходимо использовать возможности развития. Но, повторюсь, реализация проекта – если он состоится - должна идти совместно и исключительно с учетом мнения населения.

Территории "позитива"

- А есть ли поселения и районы с более позитивными сценариями развития?

- Конечно, их достаточно много. Рамонский и Новоусманский районы сумели по максимуму использовать выгоды своего пригородного статуса – там наблюдается подъем не только жилищного, но и промышленного строительства. Отмечен даже такой феномен последнего времени, как возвращение в село городских жителей. Не только пенсионеры, но и люди трудоспособного возраста все чаще меняют прописку с городской на сельскую.

Лиски и Россошь притягивают людей и наращивают свой потенциал вне зависимости от кризисных качелей. К сожалению, остаются в основном разговорами планы по развитию туризма, огромный потенциал для которого есть в Петропавловке, Рамони, Новохоперске и Бутурлиновке, Верхнем Мамоне и т.п.

От демографии – к географии

-Мы постоянно отчитываемся об улучшении демографических показателей, а население между тем сокращается. Когда-нибудь наступит «великий перелом»?

-В целом воронежская глубинка теряет население из-за появления новых технологий и интенсификации сельского хозяйства. Там где с тяпками ходили сто свекловичниц, сегодня легко управляется один механизатор, механизация ручного труда приводит к исчезновению рабочих мест, молодежь уезжает, а старики умирают, при этом несколько населенных пунктов области по факту исчезают ежегодно. Есть такие населенные пункты и в Коленовском сельском поселении. Через 8-10 лет мы вынуждены будем ставить вопрос об укрупнении районов, а лет через 20 административная карта области может выглядеть по-другому. Некоторые районы теряют в год по 500-600 человек: уходят 20-летние, остаются 50-летние. Сейчас в районах 35-40% жителей - пенсионеры, через десять лет их будет 50%., при этом 8 из 10 пенсионеров обделены заботой, в том числе при живых детях. Эта нагрузка понемногу ложится на плечи государства.

Вместе с тем расчеты показывают, что с учетом роста населения в городах и миграции, а также при сохранении нынешней ситуации в социальной сфере и в поддержке молодых семей, высока вероятность, что к 2025 году в Воронежской области численность населения области стабилизируется, т.е. естественный прирост будет равен естественной убыли населения, как это было в 1991 году.

Мы возвращаемся к "Госплану"?

-Что нужно для того, чтобы написать хорошую стратегию для муниципалитета? Насколько в этой работе значителен фактор творчества?

-В начале прошлого года вступил в силу 172-й федеральный закон, который обязывает муниципалитеты актуализировать стратегии развития до 2020 года. Он же прописывает общее содержание этой работы, кроме того существуют региональные законодательные акты и рекомендации, так что простора для самодеятельности здесь остается немного. В работе используются все действующие документы, имеющие отношение к развитию муниципалитета: устав, паспорт муниципального образования, генплан или схема территориального планирования, массивы текущей информации, включая отчеты глав, статистику и сообщения местных СМИ.

Мы, по сути, актуализируем действующие стратегии, разработанные в 2009-2010 г.г. и рассчитанные до 2020 года. К этому муниципалов обязывает федеральное и региональное законодательство. Сегодня – говорю утрированно - мы возвращаемся к советской системе планирования, когда планирование начиналось с районов, а потом, после соответствующего анализа и перераспределения ресурсов директивные цифры чрез обладминистрации спускались сверху. Хороша эта система или нет, но она работала и работала зачастую эффективно, другое дело, что советский бюрократический аппарат не позволял её совершенствовать, и пытался влиять на развитие экономики исключительно директивными методами. Сегодня мы вновь пытаемся обеспечить планирование развития социальной сферы на тех же принципах, но потребности в «социалке» рассчитываются не по планам «снизу», а по расчётам и по ресурсным возможностям «сверху». При этом целесообразность господдержки тех или иных субъектов хозяйствования в экономике тоже определяется государством.

-Как можно делать прогноз на несколько лет, если мы не знаем, какая цена нефти будет завтра?

- Что касается социальных индикаторов, то они по итогам 2015 года будут в основном достигнуты – и в регионе, и в большинстве муниципалитетов. Задания по росту зарплат бюджетников, внедрению новых технологий в социальную сферу и т.п . в некоторых районах даже перевыполнены.

Один из индексов, который казался наименее реалистичным – это ликвидация к 2016 году очередей в детские сады. Он очень близок к выполнению. В наиболее проблемном областном центре существующие нормы обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях уже выполнены.

Что касается экономических показателей, то они дважды уже подверглись испытанию кризисом и, к сожалению, «поплыли».

Но прогнозировать полезно даже то, что предсказать невозможно. Потому что ориентиры иметь все-таки необходимо.

Резервов хватит на два года

-Если экономика будет отставать от социалки, то неизбежно поплывут и социальные индикаторы.

-Состояние российских резервов позволит на протяжении ближайших двух лет лет выполнять социальные обязательства. Если рационально тратить – а российский бюджет, считаю, сегодня достаточно рационален. Думаю, где-то в середине следующего года мы увидим «дно» цены на нефть. Но потом неизбежно начало нового цикла – так как с рынка уйдут игроки, свернувшие свою деятельность из-за нерентабельности. Уже сегодня остановились 50% добытчиков сланцевой нефти, а через полгода-год могут уйти и остальные игроки.

-Мы прекрасно знаем, как общественные слушания о строительстве новых объектов в Воронеже превращаются в формальность. Как общественность обсуждает стратегии на местах?

-В глубинке все гораздо серьезнее. Местные элиты чутко следят за движениями во власти и готовы бороться за включение своих подпрограмм и объектов в этот документ. Очень бурно, например, проходило обсуждение в Поворинском районе. Но тут больше зависит от главы администрации муниципалитета. Виктор Логвинов, работая главой администрации Рамонского района, сделал районную стратегию и программу социально-экономического развития практически настольной книгой и у подчиненных чуть ли не зачеты принимал.

В итоге район достиг практически всех целевых индикаторов 2015 года, а Логвинов ушел на повышение в правительство области. В Поворинском районе о своей стратегии и программе развития забыли сразу после принятия в 2010 году. Большинство целей, определенных в документе, не достигнуто, а руководители района ходят под следствием.

Не хочу сказать, что между этими фактами прямая зависимость, но и абсолютной случайностью их не назовешь.

Беседовал: Александр Саубанов

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.