Заместитель директора Воронежского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ , профессор, доктор экономических наук Александр СОЛОМАХИН является главным разработчиком муниципальных стратегий для нашего региона. За последние четыре года он с помощниками подготовил порядка 60 документов, которые должны определить направление развития районов и поселений до 2020 года.
Жители Елань-Колено имеют право на референдум
-Александр Николаевич, заниматься долгосрочным планированием в наше нестабильное время – занятие неблагодарное. Последняя ваша работа посвящена самому непредсказуемому Новохоперскому району, где что ни год – потрясения. То буровые горят, то интернаты.
-Если точнее, мы разработали стратегию социально-экономического развития Коленовского сельского поселения (не путать с Елань-Коленовским городским поселением - рабочим поселком сахзавода), где, предположительно, будет реализован проект по разработке никелевых месторождений. В этом и главные риски, и главные возможности для поселения. Мое мнение - население должно само оценить риски и возможности и высказать свое мнении на референдуме.
-Но ведь идея такого референдума уже решительно отвергнута – как не соответствующая федеральному законодательству.
-Тем не менее, 131-й закон дает право высказать свое мнение жителям поселения, для которых проект изменяет сам уклад жизни. Их не так много – порядка шести тысяч жителей, проживающих не территории поселения, где будет строиться шахта. Но для этого необходимо выполнить два важных условия: обсуждаться должна не теоретическая возможность добычи, а судьба конкретного проекта или нескольких вариантов проекта. И второе – жители должны иметь ясное представление о предмете референдума. Сейчас этого представления нет, а имеется только мнение об абсолютной «вредности» проекта, а это не так. Необходимо работать с населением, поводить консультации и разъяснительные работы о том, что проект может быть экологически «чистым». Период консультаций и разъяснительных работ может занять год – но работа того стоит. Граждане точно оценят грядущие перемены, а инвесторы должны будут считаться с мнением людей, которые оценивают планы со знанием дела, а не от избытка митинговой страсти.
-А если проект не состоится?
-В стратегии развития Коленовского сельского поселения ГОК вообще не упоминается. Но анализ показывает, что без серьезного инвестора поселение не имеет перспектив в обозримом будущем. Собственные доходы местного бюджета падают даже в абсолютном выражении. Минусовой естественный и даже миграционный демографический прирост. В результате для промышленных инвесторов территория поселения становится совсем не интересной. Потенциал в развитии сельского хозяйства близок к исчерпанию. Даже в оптимистичном варианте развития отставание от прогрессивных муниципалитетов будет только нарастать. Рост числа пенсионеров при оттоке молодежи через пять-шесть лет приведет к серьезным демографическим проблемам. Надо не прятать голову в песок, необходимо использовать возможности развития. Но, повторюсь, реализация проекта – если он состоится - должна идти совместно и исключительно с учетом мнения населения.
Территории "позитива"
- А есть ли поселения и районы с более позитивными сценариями развития?
- Конечно, их достаточно много. Рамонский и Новоусманский районы сумели по максимуму использовать выгоды своего пригородного статуса – там наблюдается подъем не только жилищного, но и промышленного строительства. Отмечен даже такой феномен последнего времени, как возвращение в село городских жителей. Не только пенсионеры, но и люди трудоспособного возраста все чаще меняют прописку с городской на сельскую.
Лиски и Россошь притягивают людей и наращивают свой потенциал вне зависимости от кризисных качелей. К сожалению, остаются в основном разговорами планы по развитию туризма, огромный потенциал для которого есть в Петропавловке, Рамони, Новохоперске и Бутурлиновке, Верхнем Мамоне и т.п.
От демографии – к географии
-Мы постоянно отчитываемся об улучшении демографических показателей, а население между тем сокращается. Когда-нибудь наступит «великий перелом»?
-В целом воронежская глубинка теряет население из-за появления новых технологий и интенсификации сельского хозяйства. Там где с тяпками ходили сто свекловичниц, сегодня легко управляется один механизатор, механизация ручного труда приводит к исчезновению рабочих мест, молодежь уезжает, а старики умирают, при этом несколько населенных пунктов области по факту исчезают ежегодно. Есть такие населенные пункты и в Коленовском сельском поселении. Через 8-10 лет мы вынуждены будем ставить вопрос об укрупнении районов, а лет через 20 административная карта области может выглядеть по-другому. Некоторые районы теряют в год по 500-600 человек: уходят 20-летние, остаются 50-летние. Сейчас в районах 35-40% жителей - пенсионеры, через десять лет их будет 50%., при этом 8 из 10 пенсионеров обделены заботой, в том числе при живых детях. Эта нагрузка понемногу ложится на плечи государства.
Вместе с тем расчеты показывают, что с учетом роста населения в городах и миграции, а также при сохранении нынешней ситуации в социальной сфере и в поддержке молодых семей, высока вероятность, что к 2025 году в Воронежской области численность населения области стабилизируется, т.е. естественный прирост будет равен естественной убыли населения, как это было в 1991 году.
Мы возвращаемся к "Госплану"?
-Что нужно для того, чтобы написать хорошую стратегию для муниципалитета? Насколько в этой работе значителен фактор творчества?
-В начале прошлого года вступил в силу 172-й федеральный закон, который обязывает муниципалитеты актуализировать стратегии развития до 2020 года. Он же прописывает общее содержание этой работы, кроме того существуют региональные законодательные акты и рекомендации, так что простора для самодеятельности здесь остается немного. В работе используются все действующие документы, имеющие отношение к развитию муниципалитета: устав, паспорт муниципального образования, генплан или схема территориального планирования, массивы текущей информации, включая отчеты глав, статистику и сообщения местных СМИ.
Мы, по сути, актуализируем действующие стратегии, разработанные в 2009-2010 г.г. и рассчитанные до 2020 года. К этому муниципалов обязывает федеральное и региональное законодательство. Сегодня – говорю утрированно - мы возвращаемся к советской системе планирования, когда планирование начиналось с районов, а потом, после соответствующего анализа и перераспределения ресурсов директивные цифры чрез обладминистрации спускались сверху. Хороша эта система или нет, но она работала и работала зачастую эффективно, другое дело, что советский бюрократический аппарат не позволял её совершенствовать, и пытался влиять на развитие экономики исключительно директивными методами. Сегодня мы вновь пытаемся обеспечить планирование развития социальной сферы на тех же принципах, но потребности в «социалке» рассчитываются не по планам «снизу», а по расчётам и по ресурсным возможностям «сверху». При этом целесообразность господдержки тех или иных субъектов хозяйствования в экономике тоже определяется государством.
-Как можно делать прогноз на несколько лет, если мы не знаем, какая цена нефти будет завтра?
- Что касается социальных индикаторов, то они по итогам 2015 года будут в основном достигнуты – и в регионе, и в большинстве муниципалитетов. Задания по росту зарплат бюджетников, внедрению новых технологий в социальную сферу и т.п . в некоторых районах даже перевыполнены.
Один из индексов, который казался наименее реалистичным – это ликвидация к 2016 году очередей в детские сады. Он очень близок к выполнению. В наиболее проблемном областном центре существующие нормы обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях уже выполнены.
Что касается экономических показателей, то они дважды уже подверглись испытанию кризисом и, к сожалению, «поплыли».
Но прогнозировать полезно даже то, что предсказать невозможно. Потому что ориентиры иметь все-таки необходимо.
Резервов хватит на два года
-Если экономика будет отставать от социалки, то неизбежно поплывут и социальные индикаторы.
-Состояние российских резервов позволит на протяжении ближайших двух лет лет выполнять социальные обязательства. Если рационально тратить – а российский бюджет, считаю, сегодня достаточно рационален. Думаю, где-то в середине следующего года мы увидим «дно» цены на нефть. Но потом неизбежно начало нового цикла – так как с рынка уйдут игроки, свернувшие свою деятельность из-за нерентабельности. Уже сегодня остановились 50% добытчиков сланцевой нефти, а через полгода-год могут уйти и остальные игроки.
-Мы прекрасно знаем, как общественные слушания о строительстве новых объектов в Воронеже превращаются в формальность. Как общественность обсуждает стратегии на местах?
-В глубинке все гораздо серьезнее. Местные элиты чутко следят за движениями во власти и готовы бороться за включение своих подпрограмм и объектов в этот документ. Очень бурно, например, проходило обсуждение в Поворинском районе. Но тут больше зависит от главы администрации муниципалитета. Виктор Логвинов, работая главой администрации Рамонского района, сделал районную стратегию и программу социально-экономического развития практически настольной книгой и у подчиненных чуть ли не зачеты принимал.
В итоге район достиг практически всех целевых индикаторов 2015 года, а Логвинов ушел на повышение в правительство области. В Поворинском районе о своей стратегии и программе развития забыли сразу после принятия в 2010 году. Большинство целей, определенных в документе, не достигнуто, а руководители района ходят под следствием.
Не хочу сказать, что между этими фактами прямая зависимость, но и абсолютной случайностью их не назовешь.
Беседовал: Александр Саубанов